Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Базовые» теории социализации личности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

I.          Эпигенетическая теория Эрика Эриксона (1902): основная характеристика личности – идентичность – выражается в способности соотносить и отождествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса. Основные стадии развития:

Вбирающая, которая формирует доверие либо недоверие к миру (до 1 года);

a)      Формирование чувства самостоятельности, уверенности в себе или сомнение в себе, гипертрофированного чувства вины (1-3 года);

b)      При нормальной линии развития – активность и пассивность – при аномальной линии развития (3-5 лет);

c)      Трудолюбие или чувство собственной неполноценности (5-11 лет);

d)      Личностное самоопределение или путаница в моральных, мировоззренческих установках (11-20 лет);

e)      Близость к людям или изоляция от людей (20-45 лет);

f)       Творчество, забота о воспитании нового поколения или застой, эгоистичность (45-60 лет);

g)      Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).

II.   Теория когнитивного развития Жана Пиаже (1896-1980): базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов. Этапы когнитивного развития:

a)      Сенсорно-моторный период – происходит переход от рефлекторного уровня адаптации к относительно связанному взаимодействию с непосредственным окружением (до 2 лет);

b)      Предоперациональная стадия – освоение мира символов и начало операций с ними (2-7 лет);

c)      Стадия конкретных операций – начало формирования способностей к обобщениям, складывание понятийного аппарата (7-11 лет);

d)      Период формально-логических операций – мышление отрывается от наличных предметов и оперирует с абстрактными образованиями (12-15 лет).

III.     Теория нравственного развития Лоренса Колберга: основана на теории когнитивного развития. Выделяют три уровня с 2-мя фазами в каждом:

1)      Доконвенциональная мораль со стадиями, ориентированными на избежание наказания и получение поощрения.

2)      Конвенциональная мораль – ориентация на образец “хорошего мальчика”, а на следующей стадии – ориентация на авторитет.

3)      Постконвенциональная мораль – 5-я фаза – осмысление возможных противоречий между различными нравственными учреждениями, формирование суждений что такое “хорошо” и что такое “плохо”, а на шестой стадии формируется собственное этическое чувство, универсальные принципы.

IV.    Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида (1863-1931) и Чарльза Хортона Кули: основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли. Основные механизмы интериоризации ролей: имитации; подражание; ролевые игры.

1)      Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда: процесс формирования личности проходит через ряд стадий, на каждой из которых возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями.

 

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик