Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Методы социологии: конкретно-социологические методы исследования

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием.

Методология – 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами.

Возможно:

- индивидуальное и групповое анкетирование,

- очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Анкетирование:  это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования:

- прямое (когда социолог непосредственно беседуете респондентом); опосредованное (беседа по телефону);

- формализованное (заранее разрабатывается вопросник);

- фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

В настоящее время широкое распространение получило интервью по телефону. Интервью: это исследование в форме заданного устного опроса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта».

В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес или социально-типологический.

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Социологическое наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии.

Наблюдение может быть

внешним, когда социолог не является сам участников какого-то социального процесса, и внутренним,

«включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться.

наблюдение—

целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры.

Наблюдение может быть

- неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или

- формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. непосредственного бытия социального объекта, а его отражения в первичной документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и др.

 Социальное моделирование:  оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель – это эвристический заменитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Существуют и другие методы получения социологической информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и т.д. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В тоже время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

Анализ -  познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих. Например, школу как социальный институт общества можно изучать аналитически: изучение учеников и их качеств, изучение типов учителей, изучение учебных планов и программ, изучение методов обучения, стиля руководства, системы контроля за знаниями и т.д. В итоге получается дифференцированная картина школы, отображенная в знаниях, в понятиях, в гипотезах, в проблемах.   

Синтез -  познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент -  изучение объекта в искусственных контролируемых условиях. Эксперимент включает в себя:

а) теоретические основания – гипотезы, проблемы, теории;

б) экспериментальные операции;

в) экспериментальные выводы.

Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного (изучаемого) объекта на другой. Экстраполяция в отличие от эксперимента – это метод опосредованного познания. Экстраполяция предполагает неполное, фрагментарное знание изучаемого объекта и некоторых его свойств. Например, зная закономерность удвоения всех показателей науки (число ученых, число открытий, число учреждений и пр.) каждые пять лет в настоящее время, можно предположить, что, вероятно, в 2030 году научной деятельностью будет занято все взрослое население планеты. Экстраполяция широко используется в социальном прогнозировании.

Моделирование -  это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей. Модель – это эвристический заменитель натуры, т.е. в модели отображаются некоторые свойства объекта, натуры с целью их познания. Различают структурные модели, материальные и идеальные. Необходимость обращения к моделям и моделированию обусловлена рядом обстоятельств:

- натурального объекта еще нет в действительности (строящийся мост);

-          изучение натурального объекта обходится дорого;

-          изучение натуры опасно для жизни исследователя и самого объекта;

-          он отдален, недоступен для непосредственного изучения.

Индукцияполучение из частных знаний общего выводы.

Дедукция – это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок. Дедукция противоположна индукции. Например, если экспериментально установлено, что все люди обладают способностью к художественной деятельности, значит, это можно сказать и о любом отдельно взятом человеке.

Системный подход – изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способов связей компонентов). Этот метод все более доминирует в современной науке: системное изучение общества, системное изучение экономики, рекламы, менеджмента, искусства и т.д.

 

 

Счетчик