Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Предпосылки возникновения социологии как науки

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Социология прошла долгий путь становления в качестве самостоятельной науки. Довольно длительное время общество, общественную жизнь изучали история, философия и ряд частный общественных наук – политология, юриспруденция и т.д. Как самостоятельная наука социология возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX века в Западной Европе. Крайне нестабильное время. Кризис общественных отношений. Возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

“Отцами-основателями” социологии принято считать французского философа Огюста Конта, который ввел в научный оборот понятие социология и социологию он называл еще и позитивной, поясняя при этом, что, что она полностью базируется на данных науки, а не на воображении или догадках; социологию он понимал как совокупность наблюдений над фактами общественной жизни и их описание.

Герберт Спенсер рассматривал общество как живой развивающийся организм и высказал идею о социальной эволюции. Общество – аналог организма: земледелие и промышленность – это «пищеварение», торговля – «кровообращение», армия – «кожа».

 Эмиль Дюркгейм первый проанализировал социальную структуру общества и ее зависимость от разделения труда, диапазон исследований Дюркгейма разнообразен и охватывает примитивные сообщества, индустриально развитые европейские страны, причины отклоняющегося поведения, факторы стабилизации и гармонизации общества).

 Макс Вебер отправляясь от идеи К. Маркса об определяющей роли экономического фактора в развитии общества, обратил внимание на то, что существует вариативность влияния экономики и производительных, но эта связь не фатальна, потому что важную роль в истории человечества играют религия, идеология, мораль.

В России в XIX сформировалась самобытная социологическая мысль. Л.И. Мечников  (1838-1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» исследовал влияние географических факторов на развитие общества.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) исследовал особенности России и русского национального характера (менталитета). Противостояние России и Европы он рассматривал как противоречие плоти и духа, материально-утилитарных и нравственно-духовных ценностей. В связи с этим он высоко оценивал православие с его принципами соборности и духовности, с его противостоянием агрессивному западноевропейскому обществу.

Согласно К.Н. Леонтьеву (1831-1891) западные влияние отрицательно сказываются на России, технический прогресс ускоряет деградацию личности, материальные блага губят душу человека. Россия должна «закрыть окно в Европу».

В.С. Соловьев (1853-1900) отрицательно относился к европейскому и русскому капитализму, полагая их губительными и в материальном, и в духовном отношении. Он выделял три силы, которые действуют в развитии общества:

-          ислам, сего стремлением подчинить человечество единому закону пророка Мухаммеда;

-          западное христианство  (католицизм и протестантизм) с его стремлением к максимальной личной свободе, индивидуализму и потребительству;

-           славянское православие как «примирительная способность» к тихой внутренней и гармоничной внешней жизни.

Именно православие может спасти человечество. На базе его и должна сложиться, по мысли В. Соловьева, всемирная теократия – власть духовенства.

            Как и В. Соловьев, Н.А. Бердяев (1874-1948) развивал идеи религиозного идеализма в социологии. Он также считал, что западная цивилизация обречена на гибель, неизбежен возврат к Средневековью и новое явление Христа. Буржуазия и пролетариат подобны друг другу в их стремлении к материальным благам.  Спасение человечества – в синтезе религии и науки, веры и знания.

            Наиболее видным русским социологом в  XX веке стал П. А. Сорокин (1889-1968). Он полагал, что неравенство людей вечно и неизбежно, так как оно является следствием биопсихических различий людей.  Отсюда и особое внимание П. Сорокина к вопросам социального управления, регулирования отношений людей. Он создает теорию социальной стратификации (расслоение людей на классы и иерархические ранги) и социальной мобильности (изменение индивидом или группой своего статуса, перехода в другую группу), исследует вертикальные и горизонтальные связи между индивидами и группами, что будет подробно рассматриваться в специальном разделе учебного пособия.

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик