Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Предпосылки возникновения социологии как науки

Социология прошла долгий путь становления в качестве самостоятельной науки. Довольно длительное время общество, общественную жизнь изучали история, философия и ряд частный общественных наук – политология, юриспруденция и т.д. Как самостоятельная наука социология возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX века в Западной Европе. Крайне нестабильное время. Кризис общественных отношений. Возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

“Отцами-основателями” социологии принято считать французского философа Огюста Конта, который ввел в научный оборот понятие социология и социологию он называл еще и позитивной, поясняя при этом, что, что она полностью базируется на данных науки, а не на воображении или догадках; социологию он понимал как совокупность наблюдений над фактами общественной жизни и их описание.

Герберт Спенсер рассматривал общество как живой развивающийся организм и высказал идею о социальной эволюции. Общество – аналог организма: земледелие и промышленность – это «пищеварение», торговля – «кровообращение», армия – «кожа».

 Эмиль Дюркгейм первый проанализировал социальную структуру общества и ее зависимость от разделения труда, диапазон исследований Дюркгейма разнообразен и охватывает примитивные сообщества, индустриально развитые европейские страны, причины отклоняющегося поведения, факторы стабилизации и гармонизации общества).

 Макс Вебер отправляясь от идеи К. Маркса об определяющей роли экономического фактора в развитии общества, обратил внимание на то, что существует вариативность влияния экономики и производительных, но эта связь не фатальна, потому что важную роль в истории человечества играют религия, идеология, мораль.

В России в XIX сформировалась самобытная социологическая мысль. Л.И. Мечников  (1838-1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» исследовал влияние географических факторов на развитие общества.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) исследовал особенности России и русского национального характера (менталитета). Противостояние России и Европы он рассматривал как противоречие плоти и духа, материально-утилитарных и нравственно-духовных ценностей. В связи с этим он высоко оценивал православие с его принципами соборности и духовности, с его противостоянием агрессивному западноевропейскому обществу.

Согласно К.Н. Леонтьеву (1831-1891) западные влияние отрицательно сказываются на России, технический прогресс ускоряет деградацию личности, материальные блага губят душу человека. Россия должна «закрыть окно в Европу».

В.С. Соловьев (1853-1900) отрицательно относился к европейскому и русскому капитализму, полагая их губительными и в материальном, и в духовном отношении. Он выделял три силы, которые действуют в развитии общества:

-          ислам, сего стремлением подчинить человечество единому закону пророка Мухаммеда;

-          западное христианство  (католицизм и протестантизм) с его стремлением к максимальной личной свободе, индивидуализму и потребительству;

-           славянское православие как «примирительная способность» к тихой внутренней и гармоничной внешней жизни.

Именно православие может спасти человечество. На базе его и должна сложиться, по мысли В. Соловьева, всемирная теократия – власть духовенства.

            Как и В. Соловьев, Н.А. Бердяев (1874-1948) развивал идеи религиозного идеализма в социологии. Он также считал, что западная цивилизация обречена на гибель, неизбежен возврат к Средневековью и новое явление Христа. Буржуазия и пролетариат подобны друг другу в их стремлении к материальным благам.  Спасение человечества – в синтезе религии и науки, веры и знания.

            Наиболее видным русским социологом в  XX веке стал П. А. Сорокин (1889-1968). Он полагал, что неравенство людей вечно и неизбежно, так как оно является следствием биопсихических различий людей.  Отсюда и особое внимание П. Сорокина к вопросам социального управления, регулирования отношений людей. Он создает теорию социальной стратификации (расслоение людей на классы и иерархические ранги) и социальной мобильности (изменение индивидом или группой своего статуса, перехода в другую группу), исследует вертикальные и горизонтальные связи между индивидами и группами, что будет подробно рассматриваться в специальном разделе учебного пособия.

 

 

Счетчик