Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Партийные системы

 

      Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.  Классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя: 1) число партий; 2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;               3) уровень соревновательности между партиями.

Достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартизм) и многопартийные системы. Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов (Куба, Северная  Корея и др.). Однопартийность – это фактически монополия одной партии. Она представляет собой тесный союз государства и политической партии: высшая политическая власть в таких государствах осуществляется руководством партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность и превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Монополизация  властных полномочий одной партией неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете – к отчуждению граждан от политики.

      Двухпартийная система характерна для устоявшихся демократических режимов власти. Многопартийная система является воплощением социального и идеологического плюрализма, поддерживает конкуренцию нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило. При таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В настоящее время большинство западных стран практикуют многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до трех партий в Бельгии, Германии, Австрии. Япония, Сирия, Испания, Китай, ряд стран Восточной Европы имеют опыт многопартийной системы с доминирующей партией. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии. В то же время Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия и некоторые другие государства имеют многопартийную систему  доминирующей партии.

Однако многопартийная система имеет и определенные недостатки. Она менее стабильна. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствует созданию эффективного и легитимного правительства, могут привести к конфликтам и даже к расколу (роспуску) правительства.

Двухпартийная система складывается в том случае, когда среди многих партий существуют две сильные, каждая из которых способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Если одна получает абсолютное большинство место в парламенте, другая становится оппозиционной. Такая система существует в Англии, где на фоне мелких партий основная борьба  развертывается между консерваторами и лейбористами. Двухпартийная система сформировалась в США, где за власть в основном борются демократическая и республиканская партии. В отличие британской, партийная система в США менее централизована и организована в национальном масштабе. Англия воплощает «жесткую» двухпартийность. При принятии важных политических решений все депутаты от одной и той же партии стремятся проголосовать одинаково. США воплощает «мягкую» двухпартийность: партии не предписывают своим депутатам обязательную дисциплину голосования. Каждый конгрессмен голосует по своему усмотрению, не консультируясь со своей партией. Двухпартийная модель, установившаяся в США, Англии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Наличие оппозиции способствует хорошему функционированию политической системы. Поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест, это гарантирует стабильность правительства. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства. Практически перестает существовать политический «центр». Существенным недостатком двухпартийной системы является  вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. И если двухпартийная система действует в обществе с разделенными базовыми ценностями, то практически она доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния.

       Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинакова. Политическое влияние партии складывается их трех переменных: число членов партии; количество избирателей, проголосовавших за нее; число депутатских  мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий: 1) мажоритарная партия, то есть получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; партия с мажоритарным призванием, то есть в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; 3) доминирующая партия, то есть получившая относительное большинство депутатских мест; 4) миритарная партия, то есть имеющая минимальное число мандатов. Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.

Партийная система России начала формироваться в конце ХIХ – начале     ХХ в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая партия (РСДРП), в 1902  г. – партия эсеров, в 1905 г. – партия октябристов («Союз 17 октября»). К 1907 г. в России насчитывалось уже более 50 политических партий.  Однако после победы социалистической революции большевики уничтожили все иные партии, кроме РСДРП(б), и в России (и в СССР) более чем на 70 лет  установилось господство коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Возрождение многопартийности в российской партийной системе приходится на 90-е годы ХХ в. Одними из первых образовываются Демократическая партия России, Социал-демократическая партии России, Либерально-демократическая партия России, блок Явлинского, Болдырева, Лукина, впоследствии трансформировавшегося в партию «Яблоко». В 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). В течение 90-х гг. в России возникали и распадались десятки партий и партийных блоков. 12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать  в выборах заявили 35 избирательных объединений, из которых лишь 8 смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать  участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являются партиями-«одно-          дневками». 5%-ный барьер удалось преодолеть  только трем партиям («Единство», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку – народно-патриотическому союзу «Родина». Сокрушительное поражение потерпели либеральные партии СПС («Союз правых сил») и «Яблоко», а также Аграрная партия. В соответствии с законом депутатские мандаты в Государственной думе четвертого созыва были пропорционально распределены между победившими политическими партиями и избирательными блоками («Единая Россия» – 120 мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР – 36, «Родина» – 29).

       Одной из особенностей российской партийной системы является то, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» («партия власти»), неизменно пользуется успехом у избирателей. На выборах в Государственную Думу  в 2003 году безграничным «административным ресурсом» пользовалась партия «Единство». Популярность «Единой России» была основана на идее национального возрождения России, высоком личном рейтинге президента В.В.Путина, поддержке правительства, губернаторов, мэров крупных городов и других чиновников,  центристских позициях относительно решения актуальных общественных проблем. Центризм в политике обеспечивает возможный в современных условиях оптимальный баланс общественных интересов, проведение такого курса, который в идеале призван реализовать некую среднюю линию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической свободой и социальным равенством. В то же время доверие, оказанное партии, во многом выдано «авансом». Реальной, устойчивой ее социальной опорой должен выступить средний класс, но его формирование осуществляется по-прежнему медленно.

Таким образом, современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфна и нестабильна, распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Наметившаяся в последнее время тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Формирование конкурентной партийной системы в России, в которой существующие партии соблюдают правила политической игры, а сами партии имеют устойчивую структуру и социальную базу, органично связано с процессом становления гражданского общества, устойчивых интересов у социальных граждан, возникающих на базе отношений собственности. Неразвитость политической культуры, применение нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы, забвение партийной элитой жизненно важных для всего общества проблем способно деформировать партийную систему и нанести, в конечном счете, большой урон всему обществу. В этих условиях партии должны выступать интегрирующей общество силой: считать интересы общества приоритетными, направлять свои законотворческие усилия на подъем национальной экономики, повышение уровня жизни народа, укрепление правовой основы государства, развитию культуры и образования народа.

 

 

Счетчик