Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

 Демократический политический режим

        Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского философа, правоведа и историка права П.И.Новгородцева, «демократия всегда есть распутье.. система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая – либо форма возбуждает дух исканий». Демократия («demos» – народ и  «kratos» – власть) в переводе с древнегреческого означает   «власть народа» или «народовластие». Однако, начиная  с первого упоминания о ней в трудах  Аристотеля и Платона  и до настоящего времени не смолкают  споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. 

Демократию рассматривают и как  форму политического и социально-экономического устройства общества, основанную на признании народа в качестве источника власти;   и как  принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решения большинством; и как конкретно–исторический тип государства;  и как политический режим;  и как  идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантии прав меньшинства, народном суверенитете, гласности, плюрализме.  Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих  идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется  в этом случае как идеал, основанный  на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь  именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности  увлечь многих людей  на практические действия по осуществлению демократического идеала.

Какими же характеристиками должна обладать власть, чтобы считаться демократической? Демократическим режимам  присущи следующие принципы:  признание народа источником власти, сувереном в государстве;  выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;  признание фактического равноправия граждан;  провозглашение основных демократических прав и свобод;   верховенство закона во всех сферах жизни общества;  легальное существование плюрализма в обществе  (многообразие общественных интересов и форм их выражения); наличие многопартийности; построение государственного устройства по принципу «разделения властей»; равенство всех граждан перед законом. Однако укрепление демократических принципов требует времени, и реальная демократия во многом далека от своего идеала. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента  возникновения этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Реальная демократия во многом далека и от демократических ценностей: свободы, равенства и т. д.

      В зависимости от того, как рассматривается народ (демос), концепции и реальные модели демократии делятся  на либеральные (индивидуалистические),  плюралистические (групповые) и коллективистские. В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором –  группа,  в третьем – весь народ (нация, класс). Либеральная демократия предполагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свободу частной собственности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством. Однако идея и практика либерализма долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Наличие единой воли  народа невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Для классического либерализма (Д.Локк, Ш.Монтескье, А.Смита, А.де Токвиля, Джефферсона и др.) характерной является не просто идея свободного развития и самоутверждения личности, а рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Идеология либерализма базируется на отождествление свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. Из экономической свободы выводится политическая и гражданская свобода. В экономической теории либерализм пропагандирует свободу предпринимательства, рынка и конкуренции. Вместе с тем сторонники этой идеологии рассматривают в качестве обязанности правительства ограждение личности от негативных последствий функционирования рыночной системы. Наиболее полно идеи классического либерализма нашли свое воплощение в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. В США индивидуализм рассматривается как главный принцип устройства общества. Самостоятельность и опора на собственные силы, свобода конкуренции – основные установки американского «образа жизни». Глубокий кризис первой трети ХIХ века (1929–1933 гг.) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известкой модернизации либеральной политической доктрины.

Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых  сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренции элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Неолиберализм остается сегодня идейно–теоретической основой деятельности Демократической партии США.

        Современную западную  демократию часто называют плюралистической. Она выросла из либерализма  и наследует его основополагающие организационные принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и т.п. Однако в важнейшем вопросе демократии – понимании народа – она занимает как бы промежуточное положение между инидивидуалистическими и коллективистскими теориями. Плюралистическая концепция (Д.Трумэн, Г.Ласки, Р.Даль и др.) исходит из того, что не личность, не весь народ, а группа является движущей силой политики в современном демократическом государстве. Именно в группе формируется личность, определяются ее интересы, ценностные интересы и мотивы политической деятельности, Каждый человек – представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, профессиональной и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов. Что же касается народа, то он не может  выступать главным субъектом политики, поскольку представляет сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за власть групп.

Назначение демократии – стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях. Демократия в таком понимании представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. Государство при этом  – не «ночной сторож» (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость.

С плюралистической теорией демократии вполне совместимы теории и практика социального государства, обеспечивающего достойные условия жизни каждому человеку. Государство – это также арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании многообразных групп и не допускающий монополизацию власти. Однако идеи плюралистической демократии не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают преувеличение участия граждан в группах интересов. В странах Запада реально лишь не более одной трети взрослого населения представлена в группах интересов. Поэтому построенная по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства. Кроме того, отражение в политике современных государств интересов различных общественных групп все же не снимает проблему неравенства их политического влияния.

В тех государствах, где условия жизни и интересы граждан сблизились, плюралистическая модель демократии более адекватно отражает реальность, чем та, где сохраняется высокий уровень социального неравенства. Несмотря на то, что данная модель не лишена недостатков, однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических режимов сегодня не существует.

       Коллективистскую демократию нередко называют идентитарной. Это название отражает тот факт. Что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти.  Коллективистский тип демократии теоретически детально разработан   Ж.-Ж. Руссо, К.Марксом, В.И. Лениным и др. Идеи народного суверенитета, прямого голосования Руссо нашли свое выражение в конституции Франции 1791 г. Попытки   практического осуществления теории «социалистической демократии» (марксизма-лениниз-ма) имели место в СССР и странах  социализма.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную). В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины. Прямая демократия существовала, в античные времена в Афинах и Риме, в средневековом Новгороде, во  Флоренции. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления. Плебисцитарная демократия – народ принимает решение в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу. Третьей, наиболее эффективной  формой политического участия в современных государствах является представительная демократия. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосовании, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Существуют и другие концепции демократии. Опыт истории учит, что демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре, менталитету народа. Какая именно модель демократии наиболее подходит для России, определит будущее. Однако, объективно оценивая разные политические режимы, нельзя не согласиться с  высказыванием У.Черчилля о том, что у демократии есть много недостатков, но никто до сих пор не изобрел ничего лучшего.

      

 

Счетчик