Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятия «правовое государство», «гражданское общество», «социальное государство»

       Демократическое реформирование общества идет по пути к социальному государству  через формирование правового государства и гражданского общества. Термин «правовое государство» впервые появился в немецкой юридической литературе в первой трети ХIХ в. благодаря работам К. Велькерта,                 Х. Зигварта и Р. Моля. Среди основоположников теории правового государства – имена Д. Локка (теория естественных прав человека, идея разделения законодательной и исполнительной властей), Ш.Монтескье (теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную) и других великих мыслителей Нового времени. Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И.Канта.

В России  концепция правового государства  разрабатывалась  в конце ХIХ – начале ХХ века такими  известными русскими философами, юристами, правоведами, как П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, М.Я. Острогорский, М.М. Ковалевский, А.И. Петражицкий и др.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом,  защищающим свободу личности и подчиняющим  себе власть. Основные принципы  правового государства: 1) Верховенство (господство, приоритет) правового закона. В правовом государстве праву подчиняются  не только граждане и организации, но и само государство. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритет прав человека, справедливость, демократичность, гуманность, разумность). Закон должен быть преградой для произвола. Основным законом правового государства является Конституция, обладающая высшей юридической силой. 2) Разделение властей – распределение компетенции  и государственно–властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями.  Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. Независимые ветви власти должны сдерживать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека. 3) Гарантирование широких прав и свобод человека. Права и свободы представляют собой принципы взаимоотношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права). Как правило, различают права человека (естественные) и гражданина. Естественные права человека (на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью) принадлежат ему от рождения. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Современные представления о правах человека впитывают опыт человечества, связанный с преодолением разнообразных форм насилия и эксплуатации. Он изложен  во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В Декларации формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права. 4) Взаимная ответственность гражданина и государства: гражданин отвечает за совершенные правонарушения, а государство, его органы и должностные лица несут юридическую ответственность  за нарушение прав и свобод личности.

С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества. Постановка вопроса о гражданском обществе содержится уже в трудах Т.Гоббса, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, В.фон Гумбольдта и др. мыслителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п. Г.Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он показал, что гражданское общество сформировалась в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Г.Гегель признавал примат государства над гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве.

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К.Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат – могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество.

В современной научной литературе существует довольно большой разброс мнений по вопросу о природе гражданского общества. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с государством. Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и узком значениях. В широком смысле под гражданским обществом понимается вся совокупность неполитических отношений (семейных, культурных, межличностных, экономических, религиозных), возникающих независимо от государства и даже раньше, чем оно появилось. В узком смысле под гражданским обществом подразумевают общество свободных, суверенных личностей, имеющих широкие гражданские и политические права, активно участвующие в управлении государством. В таком понимании общество предстает как социальный идеал, неразрывно связанный с демократией и возможный только в правовом государстве, а определяющим фактором его развития являются права и свободы граждан. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых  как друг от друга, так и от государства индивидов. 

Гражданское общество – система определенного комплекса институтов (семья, учреждения образования и культуры, творческие союзы, научные ассоциации, органы самоуправления по месту жительства, негосударственные СМИ, церковь, благотворительные фонды, массовые социальные движения, частные предприятия, акционерные общества, кооперативные и арендные объединения) и система отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Таким образом, гражданское общество –  это система независимых от государства общественных институтов отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, достижения их частных интересов и потребностей. Гражданское общество выполняет ряд важных функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализации частных интересов независимо от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает сферу деятельности государства, является социальной основой демократии и правового государства, осуществляет широкое самоуправление во всех сферах и на всех уровнях  общественной жизни. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства.

       Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Истоки социального государства в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Но основное бремя обеспечения слабых и больных в то время лежало  на семьях и общинах. Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация общества разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Создатели правового государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют  инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах  индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Для реализации позитивных прав, связанных с борьбой граждан за улучшение своего экономического положения, за социальные права и повышение культурного статуса, требуется не устранение государства, а напротив, – его организующая, координирующая и иная деятельность, необходимо определенное вмешательство в экономику и т.д. Например, в экономике правовое государство переходит к определенному регулированию с целью смягчить отрицательные последствия для общества рыночной экономики. Современные государства осознают  важность социальной политики, но ее осуществление требует  высокого экономического развития и социальных приоритетов при распределении общественного богатства.

В середине ХХ века о государствах, перераспределяющих национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев населения, осуществляющих  политику занятости и охрану прав работника на предприятии, социальное страхование, поддерживающих семьи, заботящихся о детях и молодежи, безработных, престарелых, развивающих доступное для всех образование, здравоохранение, культуру, стали говорить как о социальных. Поскольку  необходимой предпосылкой возникновения социального государства служит высокий экономический уровень развития общества, многие из стран Запада могут считать себя социальными государствами. Однако функция социального государства не сводится к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан, социальный мир в обществе. В Конституции РФ тоже записано, что наше государство является правовым и социальным. Однако низкий уровень экономического развития пока не позволяет реализовать  эти конституционные права.

 

Счетчик