Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Государство как  институт политической системы. Формы государства

      

      В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Такое представление о государстве являлось доминирующим в античности и в Средние века. Первые теоретические попытки разграничения государства и общества были предприняты выдающимися мыслителями Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Д. Локком. В узком смысле государство понимается как  центральный институт политической системы, выступая в качестве основного средства осуществления политической власти. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами. Государство – один из институтов политической системы, обладающий верховной власти в обществе.  Такое понимание роли и места государства обосновывается и становится актуальным  в период формирования институтов гражданского общества (ХVIII–ХIХ вв.). В этот период времени происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества. Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность. Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Патриархально-патерналистскую концепцию государства изложил еще Конфуций. В ХVII–ХVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства (Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.–Ж. Руссо). Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. В ХIХ в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антогонизмов вследствие разделения труда и появления частной собственности. С исчезновением классов исчезнет («отомрет»)  и государство. По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство является результатом внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность. Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: к ним относятся потребности в безопасности, соблюдения прав и свобод индивидов, сохранения гражданского мира и правопорядка и т.д.

Государство как политический институт обладает рядов качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Такими признаками  являются: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (аппарата управления и принуждения); 2) наличие определенной территории (политическое пространство), очерчиваемая   границами, на которую распространяются законы и полномочия государства; 3) суверенитет; 4) монополия на легальное применение силы;               5) право на взимание налогов с населения. 

Место и роль государства в политической системе и обществе во многом  определяется  его функциями, которые традиционно подразделяются  на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести  защиту существующего социально-экономического и политического строя; регулирование взаимоотношений между различными социальными группами; регулирование экономической жизни; обеспечение законности и правопорядка; культурно-воспитательную функцию; регулирование взаимоотношений общества с природой и др. Внешними  функциями государства являются следующие:  защита интересов государства на международной арене; защита суверенитета и обеспечение государственной, глобальных проблем и др.

Для осуществления указанных функций государство формирует совокупность организаций, которые представляют собой государственный механизм, включающий в себя   следующие элементы: 1) представительные органы государственной власти, легитимность которых определяется тем, что они формируются волеизъявлением народа; 2) исполнительно-распорядительные органы, предназначенные для непосредственного управления государственными делами (органы судебной власти, прокуратуры, государственного контроля, охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы.  

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства». Различают формы правления, формы государственного устройства и политический режим. Если две первые характеризуют структурную сторону государства, то третья – функциональную.

Форма правления определяется тем, как организуется верховная государственная власть, каков ее источник  (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (рекрутируется она в соответствии с законом или нет). Обычно выделяют две формы государственного правления –  монархию и республику. Монархия (от греч. «monos»  – один, единый и «arche» – главенство, власть) – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается по наследству. Различают несколько видов монархии. Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха юридически и фактически никем и нигде не ограничена (Катар, Оман, Саудовская Аравия). Конституционная  монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом (Великобритания, Дания, Норвегия, Испания и др.). Конституционная монархия, в свою очередь, бывает двух видов – дуалистической (переходной), при которой власть монарха ограничена парламентом  в законодательной области (Иордания, Кувейт, Марокко), и парламентской (Англия, Япония, Испания, Швеция, Дания), при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством.  Правитель при этом не имеет реальной власти и не вмешивается в политику.  Он имеет право,  как глава государства,  на введение чрезвычайного и военного положения, объявление войны и заключения мира и др. Но его полномочия  иногда называют  «спящими»: монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

       Республика (от лат. «res pablicum» – общее дело) – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.  Признаки республики:  источником власти признается народ; все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности); органы избирательной власти избираются на определенный срок, по истечению которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости); высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий; должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности). Различают следующие виды республик. Президентская республика  – форма правления, при которой во главе государства стоит  президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Мексика и др.). Он руководит внешней и внутренней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает членов кабинета министров, которые несут перед ним ответственность. В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти при их значительной самостоятельности. Парламент не может вывести правительству квотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.  Лишь в случае преступлений со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти.

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством мест в парламенте и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства (Италия, Индия, Германия и др.). Парламент издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает бюджет; осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных  выборов; критикует правительство и представляет альтернативные варианты правительственных решений. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер, председатель) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически выполняет только представительские функции.

Президентско-парламентская (смешанная) республика отличается двойной ответственностью  правительства – перед президентом и перед правительством (Россия, Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария). Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий, он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им резолюции порицания (вотума недоверия).

Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства,  мерой автономии частей по отношению к целому. В этой связи можно выделить следующие формы государств:

1. Унитарное (единое) государство – политически однородная организация, имеющая единую конституцию гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно–территориальные единицы, входящие в  унитарное  государство, не обладают атрибутами государственности (Франция, Польша, Белоруссия, Испания, Италия, Дания, Швеция и др.).

2. Федеративное государство (федерация) – устойчивый союз государственных образований (земель, штатов, республик, краев), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.). В качестве примера федеративного государства можно назвать Россию, США, Индию, ФРГ, Канада, Бразилия, Аргентина  и др.

3. Конфедерация – это неустойчивая форма организации  суверенных государств (союз России и Белоруссии). Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, создания зоны межнациональной безопасности и др.

4. Империя – могущественное государственное образование, состоящее из метрополии – главенствующего государства и нескольких присоединившихся  или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская империи и др.).

         С точки зрения  особенностей взаимоотношения государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свобод и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный. Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. В целом конституционный этап в развитии государства связан с появлением конституции. В наиболее распространенном значении термин «конституция» – это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему, зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции  (в 1789 г. «Декларация прав человека» и гражданина» и в 1791 г. Конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов. В России конституции принимались пять раз – в 1918, 1938, 1978 и 1993 гг., но от этого наша страна не стала более демократической. Объективности ради следует сказать, что и во многих других странах со времени принятия конституции до возникновения правового государства и гражданского общества проходили многие десятки и даже сотни лет.                      

 

Счетчик