Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Типология политических систем

 

      Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества,  геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить их роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим системам эффективно функционировать и успешно выполнять свою политическую роль.

Типология политических систем осуществляется на основе различных признаков (оснований). Так, одна из классификаций (типологий) исходит из характера  взаимоотношения политических систем с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

      Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет: 1) традиционные политические системы, характерные для стран  с монархическими системами, где правит закрытая монолитная элита и население исключено из политического процесса (Бахрейн, Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты); 2) авторитарно–бюрократические системы, представленные военными режимами стран Латинской Америки периода 70–80-х гг. (Чили, Аргентина, Уругвай); 3) авторитарно-неэгалитарные системы, существовавшие в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия); 4) эгалитарно-авторитарные системы стран бывшей мировой системы социализма, где существовала относительно монолитная элита, господствовала идея социального равенства (Китай, Северная Корея, Куба);  5)  конкурирующие олигархии, существующие  в тех странах, где население фактически не оказывает влияния на результаты борьбы за власть между различными группами элит (Тонга, Западный Самоа);  6) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности (Великобритания, Швеция, Франция, США, Канада, Австралия, Япония, Новая Зеландия).

       В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

      Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд  выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная. Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной (гомогенной) и плюралистической культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому–то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает  находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (например, политические системы стран Центральной Европы). Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты  ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и до). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Для политической системы  данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия. Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

       Достаточно часто исследователями  осуществляется типологизация политических систем, основывающаяся на форме государства. При таком подходе внимание концентрируется на двух признаках: 1) кто правит, 2) каково территориальное устройство политической системы. В соответствии с первым признаком современные политически системы общества делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). Согласно второму признаку, политические системы общества дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Широко известна типология современных политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных странах мира практики формирования правительства политическими партиями. Сообразно такому подходу выделяются однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы.  

       Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим –  это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность политико-правовых средств и методов достижения политических целей и осуществления  государственной власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. В самом общем виде  для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий (тотальный) контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется  контролем общества (большинства) над властью.

      

 

Счетчик