Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие структура и функции политических систем

      Термин «политическая система общества» был введен в 1953 г. американским политологом Д.Истоном и прочно вошел в политический лексикон многих стран мира. Возникновение и широкое научное использование  данного термина обусловлено:  необходимостью дать целостное представление о политике, политической жизни общества и невозможностью сделать это с помощью таких традиционных понятий, как «государство» и «управление». Данный же термин позволил решить задачи системного анализа  политики, показать различия и взаимодействия этой и другой сфер общественной жизни, сопоставить между собой отдельные элементы политики. Политическая система означает, что она связана с политической сферой жизни общества. В ее основе лежит политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, согласно которой термин «политическая система» может быть применен только к системе, действующей в рамках общества в целом любой страны современного мира. Они считают, что в таком обществе существует только одна политическая система. Обосновывается это тем, что в обществе каждой страны существует лишь одно государство, одна государственная власть, что имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы. Понятие «политическая система общества» отличается от ряда понятий, нередко отождествляемых с ним. Политическая система общества – лишь часть политической жизни общества, хотя и наиболее высокого уровня ее зрелости. Для политической жизни общества признак системности не является отличительным, как для политической системы общества. Понятие «политический строй» распространяется и на политическую систему и на политическую жизнь общества. Понятие «политическая организация общества»,  будучи более узким по сравнению  с понятием «политическая система общества»,  подразумевает систему организаций и учреждений (институтов), составляющих один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую, а не динамическую часть. Что касается содержания понятия «политическая система общества», то среди исследователей до сих пор существуют самые различные толкования этого явления.

В отечественной и зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения и т.п.,  в другом – комплекс основополагающих идей политики; в третьем – единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. Эти представления о политической системе общества получили соответствующее отражение в предложенных их  сторонниками определениях. Так, например, политическая система общества определяется как: механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей (Д. Истон);  совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам (Г. Алмонд, Д. Пауэлл);   система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко); система, состоящая из идей,  политических ценностей, организаций, институтов, норм, отношений, традиций                 (Р. Манд,  Б.Н. Топорнин);  необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа               (М.Х. Фарукшин). Существуют и другие определения данного понятия. По нашему мнению,  политическую систему можно определить  как  совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Данное определение концентрирует внимание на структурной, организационноинституциональной и функциональной  сторонах  политики,  позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости. Систематизирующей категорией, интегрирующей все  элементы в единую политическую систему, является  категория «политическая власть». Именно категория «политическая  власть» наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.  Политическая власть как бы является стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы.  Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Таким образом, политическая система рассматривается как механизм осуществления политической власти, политического управления общества.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля: 1) институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.); 2) функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.); 3) регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы  (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.); 4) коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;             5) идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).  Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы самовыражения.

Большинство современных российских и зарубежных  политологов при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным  все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества. Ими являются: 1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы и принципы; 4) политическое сознание и политическая культура. Каждая из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место  в рамках единого целого – политической системы общества. Наиболее активной и динамичной частью политической системы является его политическая организация. Политическая организация – это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе. Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации (СМИ) и церковь. Центральным институтом власти в обществе является государство. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Политические отношения представляют собой разновидности общест-венных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. Развитие политических отношений зависит и  определяется  социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций и определенного политического уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяют формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса. Именно политические отношения объединяют все составные части политической системы, формируя ее целостный характер, определяя ее сущность, эффективность функционирования, важнейшие направления развития.

Политические нормы и принципы составляют нормативную основу общественной жизни. Наиболее важными являются правовые нормы Конституции, базирующиеся на них законы и другие нормативные акты, за отступление от которых налагаются государственные санкции. Наряду с государством в создании нормативной системы участвуют политические партии и другие политические организации. Вырабатываемые ими политические нормы и принципы формулируются в различных документах этих организаций – уставах, программах, декларациях, заявлениях, манифестах, резолюциях. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность.

Политическое сознание и политическая культура представлена совокупностью  взглядов, учений, теорий, представлений, установок, ценностных ориентаций, типичных форм поведения и т.д. От их состояния, направленности, уровня зрелости зависят функционирование политической системы общества, пути, средства и методы ее преобразования, осуществление политической власти. Политическая система существует в политическом пространстве, которое имеет территориальное измерение, очерченное государственными границами, и функциональное, определяемое сферой действия элементов политической системы. В этом смысле сферы влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека будут различаться. Границы политического пространства разных политических образований юридически фиксируются в законах.

Функционирование политической системы отражает ее динамику. В теории систем под политической системой понимается совокупность политических институтов, взаимодействий, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества и адаптации к окружающей среде; а  под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание политической системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции. Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность  системы, а вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение». Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, которая представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому  обществу, в котором живет человек.

Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают существование модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующей политической культуре общества. Жизнеспособность системы обеспечиваются ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации позволяет осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу. Не менее важна функция регулирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых  может привести к дезинтеграции и распаду общества. Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной (мобилизационной). Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил. Существуют и другие подходы к классификации функций политической системы. В любом случае  эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Она проявляется прежде всего в соблюдении законов, выплате налогов, выполнении воинского долга, участии в голосовании, лояльном отношении к власти, заинтересованности в политической информации. Теряя доверие народа, политическая система теряет устойчивость. Попытки продлить ее существование с помощью насилия не будут иметь устойчивого эффекта. Значительный урон ей могут нанести непрофессиональные действия элиты, преследование узкогрупповых или корыстных интересов. Поэтому не случайно многие авторы к числу важнейших функций политической системы относят такую функцию, как легитимацию.

 

Счетчик