Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Группы интересов. Лоббизм

 

      Следует отметить, что к социальным субъектам политической власти, наряду с политической элитой и политическими лидерами, относятся и группы интересов.  Группы интересов  – это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Группы интересов – необходимая и полезная часть демократической системы. Они не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание, а лишь  пытаются  оказывать воздействие на механизм принятия решений. С точки зрения происхождения и степени организованности выделяются аномические и институциональные группы интересов. Первый тип характеризуют объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например, толпа, демонстрация, митинг). Они чаще всего недолговечны, слабо организованы и отношение их с органами власти носят нерегулярный характер. Нередко их действия принимают  форму насильственных действий. Институциональные же группы – формальные объединения с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (административные органы церкви, армии и т.д.). Относительная жесткость организационных структур позволяет этим группам оказывать существенное влияние на органы власти. Такие группы называют еще группами давления. Учитывая специализацию  действий, выделяют неассциативные и ассоциативные группы. Источником возникновения первых выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленных на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью. Весьма распространена типология, основой которой является различие в общественных сферах деятельности:             1) организованные группы в экономической сфере и сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);             2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные фонды); 3)организованные группы в сфере досуга и отдыха, союзы филателистов и т.д.); 4) организованные группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.); 5) организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, национальных меньшинств и т.д.). Существуют и другие типологии.

Группы интересов прежде всего выполняют функцию артикулирования интересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты, предоставлению льгот для пенсионеров, отставке отдельных министров или правительства в целом и т.д. Артикуляция интересов непрерывно связана с их агрегированием, т.е. согласованием частных потребностей, установлением между ними определенной иерархии  и выработкой на этой основе общегрупповых целей. В качестве отдельной функции часто выделяют информирование – когда группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной группы. Иначе говоря, эти объединения  осуществляют определенную трансляцию общественного мнения. Так как группы интересов зачастую выступают в качестве объединений, дающих экспертную оценку состоянию тех или проблем, они имеют возможность предлагать своих членов для работы в государственных органах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и иных структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Тем самым группы интересов выполняют и функцию формирования политических элит, властных структур общества.

Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма (англ. «lobby» – кулуары). По мнению западных политологов, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чем слабее партии и чем  ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся: 1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях  парламента; 2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; 3) личные встречи, контакты, переговоры; 4) использование методов « public relations» для формирования общественного мнения; 5) организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов); 6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация  целенаправленных действий внутри органов власти;         8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных  лиц.

Лоббизм можно подразделять на  легальный и  на нелегальный. Легальный лоббизм  не нарушает существующих  в обществе законов, нелегальный – означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому  отношение к нему во многих странах  различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ – несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопроект.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности, различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм на внешний  (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп – депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент «вписаны» в политические институты).  Группы интересов являются связующим звеном между народом и органами власти, политическими деятелями, своего рода «приводным ремнем» между нуждами индивида и правительственными институтами.

Радикальные экономические реформы в России, начавшиеся в 90-х гг., создали условия для формирования многочисленных групп интересов. Лоббисткая деятельность этих групп – общепризнанный факт российской политики. Наибольшего развития в России достигли экономический и региональный лоббизм. Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Активно лоббируют свои интересы отраслевые комплексы, крупнейшие фирмы и корпорации, а также финансово-промышленные группы. К влиятельным лоббистским группировкам относят РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный и химический комплексы и др. Наиболее влиятельными региональными группами интересов являются Московская, Санкт-Петербургская, Тюменская и др. Их влияние осуществляется через два «канала» – Совет Федерации и Правительство РФ. Социальный лоббизм, стремящийся к реализации интересов работников наемного труда, представлен деятельностью профсоюзов. Их влиятельность определяется как значением представляемой отрасли, так и забастовочным потенциалом представляемых ими групп. Современный российский лоббизм остается неподконтрольным для общества, поскольку  не регулируется какими-либо законодательными актами и  часто сводится к «подковерной» борьбе и войне «компроматов».

 

 

Счетчик