Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание, удержание и использование власти является основным содержанием политики. Власть – и непременное условие организованности и порядка везде, где существуют устойчивые объединения людей – в семье, производственных коллективах, различного рода организациях, учреждениях, во всем государстве. Любое общество не может существовать без организации. Она необходима, прежде всего, для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить, существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только тогда, когда воля руководителя обязательно выполняется. Для совместной деятельности люди вступают в определенные отношения, среди которых существенную роль играют отношения власти. В этом убеждает вся история человечества. Отсюда вытекают основные свойства власти – способность проникать во все сферы жизни человека и общества (всеобщность) и способность соединять и противопоставлять социальные группы и отдельных индивидов (инклюзивность). Именно это подчеркивал М.Вебер, когда говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть денежного мешка, юридическая, духовная, экономическая и др. виды власти. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, владеть, управлять. Иметь власть означает влиять на других людей, их поведение и действия, осуществлять свои интересы. Концепция власти занимает центральное место в политической науке.
Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти: 1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; 2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; 3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, – системе «над-государственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население многих европейских государств. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, над-государ-ственная, являются собственно политической властью.
Существует множество научных трактовок власти и причин ее возникновения. Например, немецкую классическую традицию отличает трактовка власти как способности или возможности политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (Гегель, Маркс, Шопенгауэр, Фихте, Вебер). Для Ф.Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению. С позиций бихевиоризма (Г.Лассуэл) человек видит во власти средство улучшение жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Для бихевиоризма характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти (учет спроса и предложений, стремление к выгоде и др.). Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена.
В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью (возможностью) осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, традиций, права, насилия. Социальная власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти не бывает и не может быть. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется, – объектом власти.
Власть невозможна без объектов воздействия – индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе. В субъективном плане власть – это реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях – навязывать свою волю другим людям. В объективном значении власть – это система отношений подчинения одних субъектов (подвластных) воле других (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, принуждения. Определяющая черта власти – способность властвующих субъектов навязывать свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда и негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Власть – всегда двустороннее взаимодействие субъекта (актора) и объекта. Власть невозможна без подчинения объекта. В конечном счете, у объекта всегда есть выбор – погибнуть, но не подчиниться.
Мотивация подчинения может основываться на страхе, привычке, интересе, убеждении, авторитете. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Существует несколько классификаций ресурсов: 1) утилитарные, принудительные и нормативные; 2) экономические, социальные, культурно-информацион-ные, принудительные (силовые) ресурсы и демографические. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Способы властвования могут быть демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, либеральными и др. Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.
В зависимости от разных оснований выделяют разные виды власти. Особое место в этой иерархии власти занимает политическая власть. Политическая власть подразумевает реальную способность и возможность данной социальной группы или индивида проводить свою волю в политике, опираясь на систему учреждений и организаций, законов, идей и отношений. Отличительными признаками политической власти являются: 1) всеобщий, обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти; 2) монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т.п.; 3) право на насилие (легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны); 4) возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (милиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением. Политическая власть обычно существует в двух основных формах; официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер. Содержание политической власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама политическая власть – это возможность приказывать в условиях, когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Субъектами политической власти могут быть как отдельные личности (прежде всего, политические лидеры), так и политические элиты, социальные общности (нации, классы, социальные слои и т.п.), политические партии, общественные организации, государство, союз государств, мировое сообщество.
В зависимости от субъектов политическая власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации, например, ОООН., НАТО и т.п.; макроуровень – центральные органы власти; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификации власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта власти – демократическая, авторитарная и т.п. виды власти.
В современном обществе все виды власти находятся в тесном взаимодействии. Политическая власть является ядром политической системы общества, ее организационным началом.
Механизм власти в современном демократическом обществе имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей » по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны от имени всего общества. Именно такой формально-юридический механизм заложен в системе политической власти Российской Федерации. Для того чтобы стабилизировать и упорядочить множественные проявления власти в обществе, ее необходимо институционализировать, то есть закрепить в форме политического господства, создать систему норм, правил функционирования властных структур. Господство – это политический порядок, при котором индивид или социальная группа получает нормативно закрепленное право на реализацию властных отношений. Политическое господство устанавливается в интересах не только управляющего меньшинства, но и большинства общества, хотя, как правило, оно выступает способом закрепления социального неравенства в обществе. Концентрированным выражением политической власти является отношение господства и подчинения.
Власть как политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Легитимность власти – ее признание, одобрение и поддержка гражданским обществом и мировым сообществом. Принцип легитимности иногда понимается как законность (легальность) власти, что не совсем точно, так как законная власть может утратить доверие и поддержку народа и оказаться нелегитимной. Легитимность – понятие политическое, легальность – юридическое (оно устанавливается и гарантируется властью). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность власти нужна для ее стабильности. При отсутствии легитимности власть может опираться, в основном, на принуждение. М.Вебер считал легитимность власти важнейшим условием стабильности общества. Он создал теорию легитимного господства, в которой выделил три типа легитимности власти: традиционное господство – традиционная легитимность, основанная на вере, что власть священна, на вере в справедливость существующих порядков (например, монархия); харизматическое (от греч. «charisma» – божественный дар) господство – харизматическая легитимность, основанная на вере в исключительные качества, небесный дар, то есть харизму правителя, вождя, пророка, военного героя (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Перикл, Александр Македонский, Наполеон); легальное (рационально–бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: применение норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия.
С понятием легитимности власти тесно связана другая ее характеристика – эффективность. Эффективность власти – это ее результативность, степень соответствия ожиданиям граждан. Показатели легитимности и эффективности взаимно усиливают друг друга.