Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие и сущность  власти. Политическая власть. Легитимность власти

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

       Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание, удержание и использование  власти является основным содержанием политики. Власть – и непременное условие организованности и порядка везде, где существуют устойчивые объединения людей – в семье, производственных  коллективах, различного рода  организациях, учреждениях, во всем государстве. Любое общество не может существовать без организации. Она необходима, прежде всего, для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить, существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только тогда, когда воля руководителя обязательно выполняется. Для совместной деятельности люди вступают в определенные отношения, среди которых существенную роль играют отношения власти. В этом убеждает вся история человечества. Отсюда вытекают основные свойства  власти – способность проникать во все сферы жизни человека и общества (всеобщность) и способность соединять и противопоставлять социальные группы и отдельных индивидов (инклюзивность). Именно это подчеркивал М.Вебер, когда говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть денежного мешка, юридическая, духовная, экономическая и др. виды власти. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, владеть,  управлять. Иметь власть означает влиять на других людей, их поведение и действия, осуществлять свои интересы. Концепция власти занимает центральное место в политической науке.

       Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти: 1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; 2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; 3) институализированная власть, опирающаяся на  деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. Дополняя типологию                М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, – системе «над-государственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия  которых распространяются на территорию и население многих европейских государств. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, над-государ-ственная, являются собственно политической властью.

Существует множество научных трактовок  власти и причин ее возникновения. Например, немецкую классическую традицию  отличает трактовка власти как способности или возможности политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (Гегель, Маркс, Шопенгауэр, Фихте, Вебер). Для Ф.Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению. С позиций бихевиоризма  (Г.Лассуэл)  человек видит  во власти средство улучшение жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Для бихевиоризма характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти (учет спроса и предложений, стремление к выгоде и др.). Все приведенные трактовки  сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена.

       В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью (возможностью) осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, традиций,  права, насилия. Социальная власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти не бывает и не может быть. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется, – объектом власти.

Власть невозможна без объектов воздействия – индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе. В субъективном плане власть – это реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях – навязывать свою волю другим людям. В  объективном значении власть – это система отношений подчинения одних субъектов (подвластных) воле других (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, принуждения. Определяющая черта власти – способность властвующих субъектов навязывать свою волю, господствовать над подвластными.  Отсюда и негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Власть – всегда двустороннее взаимодействие субъекта (актора)  и объекта. Власть невозможна без подчинения объекта. В конечном счете, у объекта всегда есть  выбор – погибнуть, но не подчиниться.

Мотивация подчинения может основываться на страхе, привычке, интересе, убеждении, авторитете. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Существует несколько классификаций ресурсов: 1) утилитарные, принудительные и нормативные; 2) экономические, социальные, культурно-информацион-ные, принудительные (силовые) ресурсы и демографические. Использование ресурсов власти приводит в движение  все ее компоненты, делает реальностью  ее процесс, который характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Способы властвования могут быть демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, либеральными и др. Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы  и другие политические институты и право.

        В зависимости от разных оснований выделяют разные виды власти. Особое место в этой иерархии власти занимает политическая власть. Политическая власть подразумевает реальную способность и возможность данной социальной группы или индивида проводить свою волю в политике, опираясь на систему учреждений и организаций, законов, идей и отношений.  Отличительными признаками политической власти являются: 1) всеобщий, обязательный характер власти и верховенство над всеми иными  видами власти; 2) монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т.п.;  3) право на насилие (легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны); 4) возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».  Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (милиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением. Политическая власть обычно существует в двух основных формах; официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести  теневой, подпольный, мафиозный характер. Содержание политической власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама политическая власть – это возможность приказывать в условиях, когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться.  Субъектами   политической власти  могут быть   как отдельные личности  (прежде всего, политические лидеры), так и политические элиты, социальные общности (нации, классы, социальные слои и т.п.),  политические партии,   общественные организации,  государство, союз государств, мировое сообщество.

В зависимости от субъектов политическая власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации, например, ОООН., НАТО и т.п.; макроуровень – центральные органы власти; мезоуровень –  подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификации власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта власти – демократическая, авторитарная и т.п. виды власти. 

В современном обществе все виды власти находятся в тесном взаимодействии. Политическая власть является ядром политической системы общества, ее организационным началом.

Механизм власти в современном демократическом обществе имеет сложную,  иерархическую структуру, в которой формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей » по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти)  с тем, чтобы управлять населением страны от имени всего общества.  Именно такой формально-юридический механизм заложен в системе политической власти Российской Федерации.  Для того чтобы стабилизировать и упорядочить  множественные проявления власти в обществе, ее необходимо институционализировать, то есть закрепить в форме политического господства, создать систему норм, правил функционирования властных структур. Господство – это политический порядок, при котором индивид или социальная группа получает нормативно закрепленное право на реализацию властных отношений. Политическое господство устанавливается в интересах не только управляющего меньшинства, но и большинства общества, хотя, как правило, оно выступает  способом закрепления социального неравенства в обществе. Концентрированным выражением политической власти является отношение господства и подчинения.

Власть как политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Легитимность власти – ее признание, одобрение и поддержка гражданским обществом и мировым сообществом. Принцип легитимности иногда понимается как законность (легальность) власти, что не совсем точно, так как законная власть может утратить доверие и поддержку народа и оказаться нелегитимной. Легитимность – понятие политическое, легальность – юридическое (оно устанавливается и гарантируется  властью). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность  политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность власти нужна для ее стабильности. При отсутствии легитимности власть может опираться, в основном, на принуждение. М.Вебер считал легитимность власти важнейшим условием стабильности общества. Он создал теорию легитимного господства, в которой  выделил три типа легитимности власти:   традиционное господство – традиционная легитимность, основанная на вере, что власть священна,  на вере в справедливость существующих порядков (например, монархия);   харизматическое  (от греч. «charisma» – божественный дар)  господство – харизматическая легитимность, основанная на вере в исключительные качества, небесный дар, то есть харизму правителя, вождя, пророка, военного героя  (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Перикл, Александр Македонский, Наполеон);  легальное (рационально–бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства  являются: применение норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия.

      С понятием легитимности власти тесно связана другая ее характеристика – эффективность. Эффективность власти – это ее результативность, степень соответствия ожиданиям граждан. Показатели легитимности и эффективности взаимно усиливают друг друга.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик