Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие и сущность политики. Роль политики в жизни общества

 Считается, что  термин «политика» (греч. «politika»  – государственные общественные  дела; «polis» – город-государство) получил распространение под влиянием трактата древнегреческого философа Аристотеля, названного им «Политика». По его определению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис. В политическом управлении небольшими городами–полисами непосредственно участвовали все граждане. Сам же человек является существом политическим, общественным. Все граждане в интересах общего блага должны повиноваться властям и закону. Аристотелем была высказана также мысль о необходимости органической связи политики с моралью: «Гражданин  должен быть добродетельным». В средние века политика рассматривалась с позиций теологического понимания общества. На нее смотрели как на средство для подчинения человека духовной власти и авторитету церкви. Сама же церковь ставилась выше государства по своему весу и роли в обществе. Об искусстве достижения  и умелого использования государственной власти в гигантских нациях–государствах, пришедших на смену полисам,  рассуждал в своей работе «Государь» итальянский  мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли. Он определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее…  Интересны взгляды на политику французского просветителя ХVIII в. Ш.Монтескье. Он подходил к пониманию политики с позиций так называемого «юридического мировоззрения». По его мнению, политика есть право делать все, что дозволено законами. В классической марксистской философии подчеркивалось, что политика представляет собой деятельность, в основе которой лежит борьба за власть в интересах конкретной социальной группы.

Многозначно и современное понятие политики. В повседневной жизни  политикой часто называют  всякую  деятельность человека или группы лиц, направленную на достижение определенных целей (политика-стратегия).  Под политикой часто понимают  управление каким-либо процессом, когда понятие «политика» следует за названием объекта и представляет область действий  (политика-управление, «искусство возможного», «искусство управлять»). Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает знание техники политических отношений, расстановки сил, знание людей и их интересов, слабостей и сильных сторон, логики и психологии поведения масс, групп и отдельных лиц и т.п. Политику обычно отождествляют с оказанием влияния, борьбой за власть и конкуренцией между индивидами и социальными группами по поводу распределения внутри общества  вознаграждений и благ («попечение о том, кому, что, когда и как получать»). Таким образом, в своих многочисленных обличьях политика может обнаружиться внутри любой общественной группы, свидетельствуя  о сложности и  богатстве проявлений этого феномена.

Среди множества научных подходов к изучению политики можно выделить следующие: коммуникативный, телеологический, директивный, институциональный, системно-функциональный. При коммуникативном подходе политика видится как сфера взаимоотношений социальных групп и индивидов, где они вступают в конфликты друг с другом и достигают согласования своих интересов. Эту трактовку политики еще называют конфликтно-консенсусной (В.И.Ленин, К.Шмитт). При телеологическом подходе политика определяется как сфера общественной жизни, где вырабатываются цели, обязательные для всего общества (Т.Парсонс). При директивном подходе считается, что политика – это сфера, где происходит борьба за власть и ее использование для реализации определенных интересов, достижения определенных целей, сфера властных отношений. Немецкий философ М.Вебер, живший на рубеже ХIХ–ХХ вв.,  писал: «Политика …означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает…Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям   (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает». При институциональном подходе политика определяется как участие в делах  такого института осуществления политической власти как государство, определение содержания деятельности этого института. При системно-функциональном подходе сущность политики выявляется через те функции, которые она выполняет в обществе. Политика определяется здесь как система, преобразующая требования в поддержку различных социальных групп и индивидов в определенные решения и действия (Д.Истон, Г.Алмонд).

        В любом из выше перечисленных подходов отражаются сущностные признаки политики, усматривается, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших  социальных  групп; в-третьих, связь их деятельности с политической властью. Политика – сфера деятельности  групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. Начиная с Аристотеля,  за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и подержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Политика – это политическое управление, это вид социального управления, специфика которого состоит в том, что это политическое  управление, управление при помощи политической  власти. Политическое управление обществом (социумом), жизнью людей осуществляется, прежде всего, через государство с его атрибутами власти (армия, милиция, полиция, госаппарат с министерствами и ведомствами, прокуратура, суда и пр.). Однако государственная  власть – лишь одна из организационных форм политической власти. Политическая жизнь общества не равна его государственной жизни, поскольку партии и классы, не находящиеся у власти, все равно осуществляют политическую деятельность в разных формах: забастовки, оппозиция, лоббирование  и пр.  Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя  ее свойствами:  универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; проникающей способностью, и, как следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами. Поскольку «вездесущая», универсальная природа политики пронизывает всю жизнь общества, все его сферы, все его организации, в политическую жизнь оказываются втянутыми и экономика, и СМИ, и искусство, и наука, и образование, и спорт и т.д.

       Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. В структуре политики можно выделить  политические потребности и интересы, политическую деятельность, политические отношения, политические институты и организации. Стержневым понятием здесь выступает политическая деятельность – взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и социальных групп. При обращении к изучению политической деятельности  внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики – разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей. Деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль. Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия больших масс людей – классов, партий, этнических и других социальных групп, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий. При анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей помогает понятие политического поведения. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов. Структурными элементами политической деятельности являются субъект, объект, средства, процесс, результат.  Политическая деятельность протекает в соответствии с заданными целями и всегда связана с определенным субъектом.

Субъекты политики – носители активных, целенаправленных и обоснованных действий, все те, кто в той или иной форме занимается реальной политикой, осуществляет реальную политическую деятельность. Важнейшими характеристиками субъекта политической деятельности являются политические знания, политический опыт и политические убеждения. Кроме того, это те характеристики политических субъектов, которые обусловливают их политическую дифференциацию – дифференциацию политических партий, социальных групп, лидеров. Сходства или  различия политических субъектов  политической деятельности по признаку убеждений являются самыми устойчивыми. Индивидуальные субъекты политики – это политические лидеры, руководители политических партий, президенты, руководители законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти и т.п. Коллективные субъекты политики –  это партии, классы, нации, союзы, объединения, парламенты, думы, советы, оппозиция, лобби и  т.д.  Субъекты политики  борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении. 

Объект  политики  – это то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом политики, в конечном счете, всегда выступает другой субъект. Это важно отметить, поскольку в реальной деятельности политического субъекта бывает скрыт, засекречен объект политики – другой агент политической жизни, в интересах которого или против которого ведется политическая деятельность. Для политической жизни весьма свойственны и тайные союзы, и тайная политическая борьба. Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства. Цель в политике – идеальный, желательный результат (воплощенная цель), ради которого осуществляется  политическая деятельность. Средства в политике представляют собой инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты; это совокупность возможностей осуществлять политическую власть. Поэтому в реальной жизни политика может быть использована  как  для всеобщего блага всех слоев общества, в интересах всего общества,  так и для защиты интересов господствующего класса в ущерб другим членам общества, в интересах каких–либо политических сил.

Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, умение использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей. Поэтому нельзя признать оправданным принцип, согласно которому цель оправдывает средства. Как считал итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли, политический деятель («государь») «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла.  

В процессе политической деятельности субъекты вступают в политические отношения. Политические отношения – устойчивые взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики. Достигается эта устойчивость за счет появления норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определенные модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования.

Политические отношения современного общества можно классифицировать по трем основаниям: 1) по виду взаимосвязанных субъектов  (отношения между активистами партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.); 2)  по предмету (отношения власти, отношения политического лидерства, отношения политического управления и т.п.); 3) по характеру (отношения сотрудничества, конкурентные отношения, конфликтные отношения). Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов, в основе которых лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения.

Политические потребности и интересы являются побудительными мотивами («пружинами») деятельности людей в политике. В качестве мотивов выступают имущественные интересы людей, их идеалы и честолюбие, корысть и  многое другое. Вступая в политические властные отношения, люди создают  особые политические структуры, призванные обеспечить реализацию интересов социальных  групп и индивидов. Государство и его органы, партийная система (политические институты), группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества. В результате взаимодействий участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс, т.е. цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени.

Выделяют следующие разновидности политики: по сферам общественной жизни – экономическую, социальную, демографическую, аграрную, научную, экологическую, военную, техническую, национальную и т.д.; по направленности – внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – нейтральную, «открытых дверей», национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – прогрессивную и реакционную,  научно обоснованную и волюнтаристскую и  др. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений являются вопросы экономического, социального, правового, военного, гуманитарного и т.д. сотрудничества, то речь идет о международной политике.

К основным  функциям политики, характеризующим основные направления ее воздействия на общество, следует отнести функцию рационализации возникающих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога власти и общества; функцию обеспечения целостности и стабильности общества, управленческую и регулятивную  функцию, функцию политической стабилизации, функцию мобилизации  и эффективности общей деятельности, функцию  политической социализации.

 

 

Счетчик