Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Личность как объект социологического анализа

Человек и личность являются предметом многих наук. Изучение человека в социологии находится на пересечении с такими науками, как философия, этика, культурология, психология, политология, правоведение. Социология – единственная наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в  ее поле зрения включены  и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально-типичное в человеке, его функции и роли, а также социально-значимая деятельность. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершает многочисленные поведенческие акты.  Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный  человек, как единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» – это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающего одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические и другие особенности. Понятие «личность» позволяет выделить и  подчеркнуть неприродную («надприродную») сущность человека, то есть акцент делается на социальном начале. Поскольку социологию человек интересует, прежде всего,  не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория личность. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Личность – это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека, возникающих в процессе его деятельности  и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций.

Рассматривая структуру личности, выделим в ней вслед за отечественными социологами Г.В.Осиповым, Ю.Левадой, Г.Е.Зборовским и Г.П.Орловым  две основные подсистемы – внутренний мир (мир сознания) и внешний мир (мир деятельности). Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения. При этом «ядром» личности как системы является переход, превращение факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности. Структура, характеризующая срез сознания личности, включает в себя три механизма – мотивационный, диспозиционный, памяти. Мотивационный механизм может быть рассмотрен как взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. При этом потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия – мотивов деятельности. Деятельность – целесообразное взаимодействие человека с окружающей средой. Деятельность как сложный целостный процесс, ориентированный на цель, осуществляется совокупностью действий (функций), а они в свою очередь подразделяются на конкретные операции (А.Н.Леонтьев, Л.А.Зеленов). Операции – это конкретные способы выполнения действий, предполагающие определенные навыки, умения, приемы.  Диспозиционный механизм, включающий мотивы, стимулы, установки, диспозиции (от лат. «disposition» – расположение), позволяет обнаружить процесс саморегуляции социального поведения личности. Что касается механизма памяти, то он включает в себя глубинное освоение опыта человечества и его знаний и динамичный, быстро изменяющийся уровень освоения оперативной информации. Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом (статусом), занимаемым в системе общественных связей и отношений.

Социология содержит множество   теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. При этом личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. Они направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности разъясняет значение ценностно-нормативных факторов в жизни личности. Основателями этой теории были американские социологи У.Томас и Ф.Званецкий, а  в отечественной социологии эту теорию активно разрабатывает В.А.Ядов. Теория «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч.Кули. Кули полагал, что процесс социализации личности происходит посредством осознания «собственного Я»: личностное «Я» рассматривается индивидом как бы в зеркале, главным образом через реакции взаимодействующих с ним людей. Он выделял самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание (что я думаю том, как другие люди думают о группе, к которой я принадлежу). Согласно его теории, человек, начиная с детства, ориентируется на мнение окружающих, воспринимаемых им в качестве своеобразного «социального зеркала». Человек здесь пассивен, усваивает мнения других людей. «Зеркальное Я» формирует человека на всех этапах социализации. Социальное зеркало всегда действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется.

      Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд)   направлена на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх–Я, или Супер–Эго) –  нормы общества, воспринимаемые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх–Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящийся в конфликте с социальным окружением. Главная проблема –  проблема противоречия между человеком и обществом.

Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс и др.) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен  его должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально–должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий   данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то,  что человек реально выполняет в рамках своей роли. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». При этом возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Ролевой конфликт порождает ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах.   Для снятия ролевой напряженности  существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Еще Шекспир говорил, что «весь мир – всего лишь сцена, а мужчины и женщины – это актеры, они имеют свои выходы и уходы и в одно и тоже время могут исполнять по нескольку ролей». Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемы ею социальные функции нельзя. Собственно, на приведенной мысли в значительной степени базируется вся социологическая теория ролей.

Поведенческая концепция личности (американские социологи Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы в соответствии с концепцией классического бихевиоризма. Бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии ХIХ–начала ХХ в. Сущность бихевиоризма состоит в том, что наука должна описывать непосредственно наблюдаемое, следовательно, психология должна изучать поведение, а не сознание. По мнению сторонников поведенческой концепции,  стимулом является любое благо, социальное происхождение, знания, комфорт, уважение и т.п. Чем выше стимул, тем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к обществу в целом. Если человек не получает желаемого признания, он будет вести себя агрессивно. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция исходит из системы поощрений. Поэтому изменение  личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом, чем чаще человек в прошлом вознаграждался, тем менее ценным будет для него последующее действие.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность  ее природы и деятельности. Согласно К.Марксу, сущность человека есть совокупность общественных отношений. Сущность индивидуальной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, то есть общественно значимое качество, присущее многим людям. Личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых качеств и общественных отношений. Таким образом, личность, с одной стороны, есть результат исторического развития, а с другой – результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменить общественные отношения.

 

Счетчик