Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Формы культуры. Социокультурная динамика

 

      В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую. Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Элитарная культура предназначена для избранных, «аристократов духа». В отличие от элитарной,  народная культура создается анонимными творцами. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Массовая, или общедоступная культура появилась в середине ХХ в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям  всех социальных слоев. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Упрощение, вульгаризация порождают низкопробную культуру, а точнее, псевдокультуру, т.е. культуру только по названию, а не по внутреннему содержанию и гуманистической направленности. Это «китч» – безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект, дешевка. Все чаще в социологии определяют как «массовую культуру», тиражируемую массмедиа, – примитивные стандарты, распространяемые средствами массовой информации.

Общество включает в себя множество социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, конфессиональных и др.). У каждой из них существует собственная система ценностей и норм, не разделяемая всеми членами данного общества, но складывающаяся на основе разных ценностей, норм и обычаев и посему тесно связанная с доминирующей культурой. Такие локальные культуры, присущие большим группам людей, называются субкультурами: городская и сельская, молодежная, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, субкультура бедных  и т.д. Субкультуры отличаются друг от друга ценностями, норами поведения, стилем жизни и даже языком. Итак, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Однако существует такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Она получила название контркультуры. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность. Нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм называется «аномией» (Э.Дюркгейм).

Несмотря на внутреннюю консервативность, охранительную для общества функцию, сохранение ранее созданного, культура имеет не только устойчивую, но и динамическую стороны. Ее динамика проявляется в создании новых элементов и образцов (открытия и изобретения), а также в распространении культуры, ее взаимодействии с другими культурами. Взаимодействие культур могут быть нейтральными и конфликтными. Активное взаимодействие культур нередко заканчивается ассимиляцией (культурным поглощением), диффузией (стихийным взаимным проникновением культурных черт и комплексов из одного общества в другое) или культурным отбором (избирательным добровольным освоением ценностей другой культуры, осуществляемым сознательно). Каналами, по которым осуществляется взаимодействие культур,  может быть туризм, экономические связи, миграция, война. Материальная культура изменяется быстрее, чем духовные ценности и нормы. Такое явление, когда одни элементы культуры изменяются быстрее других, получило название культурного лага.

      Однако ведущая роль в развитии культуры принадлежит сознательной целенаправленной деятельности людей, занимающихся творчеством, созданием новых проектов, разработкой рациональных социальных законов и т.д. А.Моль, изучавший механизм распространения культурных достижений в современном обществе, отметил огромную роль творческих личностей в этом процессе. Они генерируют новые идеи, создают новые культурные образцы. Однако эти идеи не становятся автоматически элементами культуры. Они должны соответствовать назревшим потребностям общества, соотноситься с существующими формами культуры, получить общественное признание. Огромную роль в распространении культурных образцов играют средства массовой информации. Если новая культурная ценность принимается широкой аудиторией, она становится частью культуры. В процессе социализации этот образец становится достоянием личности, входит в ее индивидуальную культуру, процесс повторяется. Взаимодействие культур сопровождается появлением множества различных проблем. Одна из них – этноцентризм.

     В конце ХХ в. не только западный мир, но и Россия вступили в полосу социокультурного кризиса, ставшего результатом трансформации обществ. Современный кризис вызван, во-первых, кризисом техногенного мышления, главной ценностью которого был экономический рост, все большее накопление богатства. В результате мир оказался перед лицом трудно разрешимых глобальных проблем  – деградации биосферы, угрозы ядерной войны, техногенных катастроф. Во-вторых, причиной культурной аномии в странах Восточной Европы и России стал распад привычного для людей образа мира в виде социалистической общественной системы и последовавшее катастрофическое социальное расслоение, разрушение единства общества. Для преодоления духовного кризиса необходимо изменение внешних обстоятельств, установление нового социокультурного порядка или наполнение новым ценностным содержанием старых форм социальной деятельности, а также самосовершенствование личности, развитие ее духовного мира.

 

 

Счетчик