Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

 Культура и общество. Базовые элементы культуры

Культура изучается философией, культурологией, политологией, социологией. В то же время каждая наука должна находить свой аспект анализа в этом многомерном явлении. Скажем, философию интересует культура как «вторая природа», как «человекотворная» реальность. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства (материальная и духовная культура). Культурология занимается содержательным анализом культуры, выявляет ее типы и виды, исторические закономерности развития, своеобразие культур различных стран и народов. Политологию интересует культура в ее политическом аспекте (политическая культура общества и личности).

Социология, прежде всего,  исследует статус культуры в социуме, ее функциональные характеристики, параметры измерения, социальную динамику ее бытия. Изучение культуры позволяет глубже понять сущность общества. Социологический подход к культуре основан на ее непосредственной связи с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием общества в целом. Здесь особое значение придается ценностно-нормативному содержанию культуры, ее социальной роли.  Хотя в реальном мире культура и общество представляют единое целое, не могут быть отделены друг от друга, в социологическом анализе принято аналитически выделять в качестве относительно самостоятельных, несводимых друг к другу социальную и культурную стороны жизни общества. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном  сообществе. Термин «общество» предполагает, прежде всего, рассмотрение сети социальных взаимодействий, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие ценности.

       В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

      Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу языка, ритуалов, традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

 Этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры через призму своей собственной, с позиции ее превосходства. Этноцентризму противостоит  культурный релятивизм, провозглашающий  абсолютную  самобытность любой культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом. Общество может включать в себя несколько культур (как, например, многонациональное российское общество), а культурные достижения, в свою очередь, могут получить широкое распространение в разных обществах.

Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая сопровождает индивида  на протяжении всей его жизни, передается из поколения в поколение. Уходящее корнями в глубь веков устойчивое культурное ядро воплощается в менталитете народа. Менталитет – это система внутренних  устойчивых духовных, психических качеств, которые проявляются в поведении, в деятельности, в образе жизни. С точки зрения Л.А.Зеленова, к ментальным качествам русского народа следует, прежде всего, отнести соборность (стремление к объединению, собранию, консолидации, кооперации и пр.), всемирную отзывчивость (потребность и способность причастности ко всему иному, ко вселенскому, к проблемам других народов и стран), духовность (стремление возвыситься над суетой жизни, над повседневностью и прозаичностью бытия, тяготение к сверхъестественному, божественному, космическому, культ дневников и пр.),  бескорыстие (отвращение от мирской корысти, от суетного материального расчета), терпение, жертвенность, авось (упование на случай, на помощь извне, на стечение обстоятельств, на  «пан или пропал» и пр.), штурмовщину (мгновенную мобилизацию всех сил и средств).

       Изучение структуры культуры осуществляется на основе выделения составляющих ее элементов, которые условно можно разделить на материальные и нематериальные (духовные). К числу материальных элементов культуры относятся физические объекты, созданные людьми в процессе трудовой деятельности: произведения искусства, книги, орудия труда, одежда, бытовая утварь и т.д.  и пр. Они получили название «артефактов» – предметных форм культурной деятельности. Предметные носители культуры собираются в различные «теки» (от греческого «тека» – хранилище). Здесь и библиотека – собрание книг, и фильмотека – собрание фильмов, и дискотека – собрание пластинок и т.д. По этим носителям культуры страны или народа социологи могут определять широту и степень развитости культуры в ее статике. Основное внимание социология обращает на нематериальные элементы культуры. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры социологи выделяют  язык, социальные ценности, социальные нормы, обычаи,  традиции и обряды. Эти элементы образуют генетически не наследуемые, инвариантные, постоянные слагаемые  культуры социума. Их вслед за А.Молем можно назвать «культуремами» – носителями культуры. Они, становясь установками человеческой деятельности, определяют создание «артефактов».

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции,  главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, то есть ее распространителя.

Социальные ценности – это социально разделяемые и принятые убеждения относительно того, к чему надо стремиться. Ценности ориентируют человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.  В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Высшие ценности касаются наиболее общих представлений о жизни, добре, справедливости, свободе, любви, счастье. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностными ориентациями. В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп. Сегодня наш соотечественник испытывает серьезную трансформацию системы ценностей (нравственных, эстетических, экономических, политических, религиозных и пр.). Утверждаются новые для последних лет ценности, другие, которые были на периферии, выходят в ранг приоритетных.

      Социальные нормы – правила, образцы, стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Особое значение имеют моральные и правовые нормы.  Выполнение социальных норм ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций – социальных наказаний (штраф, тюремное заключение, выговор и др.) и поощрений (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж и др.).

Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в определенном сообществе, социальной группе  в течение длительного времени.

      Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

      Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Наряду с основными элементами существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах и др.

      Культурные элементы могут существовать как по отдельности, так и образуя культурные комплексы – совокупность материальных и нематериальных элементов (например, спортивные игры, театральные представления). Они предполагают наличие ценностей, норм, ритуалов, соответствующего убранства, одежды. Элементы культуры, получившие распространение во многих культурах мира, называются культурными универсалиями. Американский социолог             Дж. Мердок  выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов:  возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, ухаживание, танцы, вера в чудесные исцеления, фольклор, игры, обычай дарить подарки, приветствие, брак, медицина, музыка, торговля, хождение в гости, право наследования, родственные группы и др. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности человека.

      Культура пронизывает все сферы жизни общества. Значение культуры в жизни общества определяется выполняемыми ею функциями: коммуникативной, регулятивной и интегративной.

 

Счетчик