Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социологическая мысль в России

Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне философии. На начальном этапе своего становления  в 60-е гг. – первой половине 80-х гг. ХIХ в. русская  социология испытала влияние  позитивизма О. Конта. Позитивистская социология развивается одновременно в виде нескольких подходов: географическая школа (Л.И.Мечников), социал-органицизм (П.И.Лилиенфельд, А.И.Стронин),  субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н.Южаков).  В этот период в общественной мысли России доминировала субъективная социология. Субъективная социология принципиально разграничивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого – объективный и субъективный методы исследования. Субъективный метод в социологии – явление уникальное, свойственное только отечественной мысли. Согласно субъективной социологии, «критически мыслящая  личность», а не группа, класс, есть основная «единица» общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение личности осуществляется по принципу  «сопереживания», «когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект – оценку исследователем социальных фактов  с точки зрения своего общественного идеала (например, социализм), нравственных позиций.

Второй этап в развитии русской социологической мысли ограничен                    80–90-ми гг. ХIХ века. В эти годы развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли стало такое теоретическое и идеологическое учение, как легальный марксизм. Наиболее видными его представителями были П.Струве,                      М. Туган-Барановский. Для обоснования неизбежности развития капитализма в России они использовали ряд марксистских идей, преимущественно из экономической теории К. Маркса. Видными представителями психологического направления являлись Е.де Роберти и Л.И. Петражицкий. Ключевую роль в общественной жизни они отводят психологическому взаимодействию, которое складывается из психоэмоциональных  и сознательных отношений людей друг к другу. Из психического взаимодействия рождается коллективный опыт людей, а на его базе вырастает общественная или народная психология. Народная психология является источником социальных норм и ценностей, регулирующих поведение человека. Характерная для русской социологии этого периода тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений проявилась в  генетической социологии М.М.Ковалевского. В своих работах Ковалевский пытался объяснить социальные явления через анализ их происхождения (генетический метод), а также активно использовал  и развивал сравнительно–исторический метод.

Третий этап развития русской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями ХХ в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. Наиболее известными выразителями идей этого этапа явились К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин. П.А. Сорокин  – выдающийся русско-американский социолог, многочисленные фундаментальные труды которого во многом определили характер и направления развития современной социологии. Он создает ту «интегральную социологию», которая была призвана синтезировать все лучшее, что добыто было к тому времени не только самой социологией, но и философией, психологией, этикой, культурологией и т.д. Понимая культуру в самом широком смысле, он соединяет в единое целое все аспекты социологического изучения общественной жизни. Используя понятие суперкультуры, он выделил три ее типа: рациональный, чувственный и идеациональный, каждый из которых, находясь в развитии, присущ человеческому обществу на различных исторических этапах. В качестве путей выхода, в которой находится современная культура, он предлагал нравственно–религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. В структуре социологии Сорокин выделял теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология подразделяется на социальную аналитику (изучает структуру, строение социального явления и его основных форм), социальную механику (исследует процессы взаимодействия людей, их поведение и движущие силы) и социальную генетику (формулирует исторические тенденции развития социальной жизни в пространстве и во времени). Созданные им теория социальной стратификации и  теория социальной мобильности до сих пор  не утратили своего значения.

Именно в этот период в России  произошла институционализация социологии как науки. Первая кафедра социологии в России была открыта в 1908 г. в Санкт-Петербурге в Психоневрологическом институте. После Октябрьской революции  в 1920 г. в Петроградском университете образуется первый в стране факультет общественных наук с отделением социологии, во главе стоял П.А.Сорокин. В 1920-е гг. развитие социологической науки в России шло противоречиво. Высылка в 1922 г. большой группы ученых, в том числе и П. Соро-кина, привела к снижению уровня отечественной социологии. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма. Однако социологи еще пытались до начала 30-х гг.  проводить специальные и конкретные социологические исследования по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры (С.Г.Струмилин, А.В.Чаянов, А.А.Гастев и др.). В 1930-е гг. социология получила в нашей стране идеолого–политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы науки и образования. Лишь с конца 1950-х гг. началось восстановление социологии как самостоятельной науки. Социологи конца 50-х–60-х гг. решали задачу – возродить и практически заново создать эту науку (Б.А.Грушин, Т.И. Заславская,  А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, И.С.Кон,  Г.В.Осипов, В.А.Ядов и др.). Однако социология все еще признавалась как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло лишь в последние годы. С конца 60-х вплоть до второй половины 80-х гг. позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны, а конкретные социологические исследования подвергались жесткой цензуре. Лишь  во второй половине 80-х гг. вместе с реформами в стране начался современный этап развития социологии. Начиная с 1987 г. был создан Всесоюзный, а затем Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стало обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

 

 

Счетчик