Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Западноевропейская социология ХIХ – начала ХХ вв.

Социология как наука берет начало с 30-х гг. ХIХ в., когда О. Конт ввел в научный оборот сам этот термин. Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества, французского общества в частности и в особенности. Первая половина ХIХ в. – это время бурного развития промышленности передовых стран; фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания; сложных, масштабных  и острых социально-политических конфликтов и перемен, особенно во Франции. Быстро развивавшееся   буржуазное общество не вписывалось в традиционные социально-философские представления. Сложившиеся ранее взгляды на человека и социальное устройство были подвергнуты пересмотру.  Построение общей социологической теории становилось все более насущной необходимостью.

В наибольшей мере выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе удалось французскому ученому О.Конту (1798–1857). Конт известен, прежде всего, как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленной  на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Конт разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально Конт назвал свою науку «социальной физикой», а в последствии – социологией. Значительное внимание Конт уделял методам социологического исследования.  Он  выделяет четыре метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический, генетический метод. Саму социологию Конт подразделял на две основные части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика – это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество – живой организм, целостное образование. Единство общества должно базироваться, прежде всего,  на духовном, моральном единстве. Социальная динамика Конта – позитивная теория общественного развития. Безусловный авторитет он отдавал первичным  факторам развития общества – духовным, умственным.

        «Позитивная» социология получила  дальнейшее развитие в трудах английского философа и социолога Г. Спенсера (1820–1903). Он известен как основатель «органицистской школы» в социологии, сторонник теории социального дарвинизма. Опираясь на эту  теорию, Спенсер пытался методологически обосновать социальный органицизм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. При этом он указывал на различие общества с организмом: в биологическом организме части (органы) существуют ради целого, а в социальном организме – целое (общество) существует для блага своих частей (членов общества). Спенсер первым ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция. Основной закон социального развития, по Спенсеру, – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма. Только в ходе эволюции общество найдет возможность сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье.

Идеи Спенсера явились  своеобразным импульсом для развития натурализма в социологии. Во второй половине ХIХ в. появились школы социальной биологии,  социальной механики, социальной физики. Их  представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процессами и явлениями (В.Оствальд, Р.Вормс  и др.) Среди натуралистических школ в социологии следует особо выделить социал-дарвинистскую (Л.Гумплович и др.), расово-антропологическую (Гобино), географическую ( Э.Реклю, Бокль, Ф.Ратцель  и др.). Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, иногда субъективных и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил  к отождествлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

Кризис натуралистических концепций в конце ХIХ в. способствовал возникновению психологического направления в социологии, представленного школами  психологического  эволюционизма (Л.Уорд, Ф.Гиддинс), групповой психологии подражания (Г.Лебон, Г.Тард), интеракционизма  (Ч.Кули). Представители психологического направления в социологии сделали новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, личности. Лебона и Тарда считают основателями социальной психологии. Лебон (1841–1931) один из первых разработал понятие толпы или массы как разрушительной, иррациональной, бессознательной силы. Тард (1843–1940) полагал, что жизнь общества регулируют два главных механизма – открытия (от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей) и подражания, с помощью которых открытия распространяются. Во многом благодаря работам Лебона и Тарда  социология сочетает интерес к личности и группе с изучением социальных явлений и процессов.

Против натурализма, сводившего общественные явления к природным, и психологизма, сводившего социальное к психологическому, выступил французский ученый Э.Дюркгейм (1858–1917), которого нередко называют  истинным  основателем социологии. По Дюркгейму, объектом науки социологии является социальная реальность, несводимая к биологической, психологической, экономической реальности. Эта  реальность также развивается по определенным законам. Предметом науки социологии он определил социальные факты, существующие  вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, Дюркгейм обосновал приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной, а также ее значение в формировании человеческого сознания и поведения. Такое представление об обществе представляет собой разновидность социального реализма.  «Социологизм» как теория  тесно сопрягался с социологическим методом. Его суть в том, что объективное существование социальных фактов позволяет изучать их как «вещи» – через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др. Центральной в социологии Дюркгейма является категория «социальная солидарность». Все связи между людьми должны базироваться на ней. Французский социолог считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с «механической солидарностью» и общество с «органической солидарностью». «Механическая солидарность» характерна для архаичного общества. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминирует его сознание и поведение. Религиозные верования, обычаи и традиции жестко регулируют поведение индивида.

Совсем иная картина наблюдается в современном обществе с органической солидарностью. Социальная сплоченность здесь обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. В то же время современное общество менее стабильно, оно находится в состоянии аномии. Под аномией он понимал состояние, которое  характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами. Свойственные капитализму противоречия могут быть преодолены тогда, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия. Современное промышленное общество, по мнению Дюркгейма, надо не  перестраивать или  разрушать, а совершенствовать. Конкретным выражением эффективности разработанной Дюркгеймом методологии явилось социологическое  исследование самоубийства, заложившего основы социологического изучения преступности и других форм девиантного поведения. Он разработал весьма оригинальную социологическую концепцию  религии, согласно которой источником религиозной веры является само общество, а религия выражает абсолютные ценности общества. Дюркгейм отвергал идею К.Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.

К. Маркс (1818–1883) –  выдающийся немецкий философ, экономист. В основу своего учения о социально-политическом развитии общества он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соответствии с которым развитие общества детерминировано существующим способом производства и уровнем развития экономической системы. История – объективный процесс смены общественно–экономических формаций (от низших к высшим), которая происходит в результате классовой борьбы и социальных революций. Маркс положил начало традиции исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.  Причины социальных конфликтов Маркс видит в делении общества на антагонистические классы.  Антагонизм классов – следствие экономической структуры общества, частной собственности.  Маркс рассматривал конфликт и консенсус как альтернативы, абсолютизируя роль конфликта в  качестве стержня всего политического процесса. Социалистическая революция рассматривалась им как необходимое условие становления коммунистической формации, характеризующейся отсутствием классов и классовых различий, следовательно,  и конфликтов. Полнота и глубина разработок проблемы конфликтов в связи с анализом феномена классовой борьбы сделали его общепризнанным  мировым авторитетом  в данной области.

       На рубеже ХIХ–ХХ вв. постепенно складываются антипозитивистские установки, в основном  в немецкой социологии. Ф.Тенниса (1855–1936) и Г.Зиммеля (1858–1918) называют родоначальниками формально–аналитической школы социологии. Свою главную задачу они видели в конструировании абстрактно–теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего. Ф.Теннис попытался одним из первых в социологии создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Он различал чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию (социографию). Главным в его творчестве является его учение о социальных отношениях и социальных связях (общинных и общественных). Г.Зиммель  акцентировал внимание на таких  формах социального взаимодействия людей, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Взаимодействие,  по его мнению, – основная «клеточка» общества. Г.Зиммелю приписывают авторство самого термина «социология конфликта». По его выражению, «конфликт очищает воздух». Он полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт между обществом и индивидом. В отличие от К.Маркса, Г.Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями людей и культурами, и между мужчинами и женщинами. Конфликт, по Г.Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив, конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную (коллективную) солидарность. Зиммель также известен своими исследованиями феномена моды и  городской жизни.

       Классиком западной социологии по праву является М.Вебер (1864–1920). Вебер – основоположник «понимающей социологии», крупнейший специалист в области философии, права, политологии, логики, истории хозяйства, религии и науки.  Предмет социологии Вебер связывает с изучением социального действия.  Понимание смысла и значения  человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. Однако не все действия, по Веберу, можно считать социальными. Они считаются социальными только в том случае, если имеется мотивация действия и ориентация на других людей, на их ожидание. Вебер выделяет четыре основных  типа социальных действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Строго говоря, лишь два первых типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Они преобладают в индустриальном обществе с доминированием  целерационального действия, а аффективное и традиционное преобладают в ранних типах общества.

Идея рациональности является стержнем веберовской «понимающей» социологии. Он был твердо убежден, что рационализация – это одна из главных тенденций исторического процесса. Общество, в котором господствует  рациональность, –  это такое общество, где в качестве нормы  выступает не столько стремление к наживе, сколько рациональное (разумно–расчетливое) поведение. Это означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, управление, образ мышления. И все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли научного знания – наиболее «чистого» воплощения принципов рациональности. Эта идея нашла свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом (индустриальном) обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм). Докапиталистические типы общества М.Вебер называет традиционными потому, что формально–рациональное начало для них нехарактерно.

В силу того, что Вебер уделял большое внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию нередко называют «понимающей» или «интерпретативной». По Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые характерны для многих общественных явлений (ремесло, хозяйство, капитализм, церковь, секта, христианство и др.). Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее понять человеческие действия и исторические события. Таким образом, в ХIХ – начале ХХ в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления  и методологические принципы.

 

 

Счетчик