Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Структура, методы  и  функции  социологии

 

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную  структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Основными уровнями социологического знания являются макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются,  как минимум,   по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений и процессов, степени обобщения изучаемого материала,  ориентации социологии на тот или иной конечный результат. Макросоциологические теории  (функционализм, структурный функционализм, структурализм,  теория конфликтов) исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макросоциология широко использует философские и общенаучные методы: абстрагирование,  обобщение, сравнение, дедукцию, индукцию и др.  Что касается микросоциологических доктрин (теории  социального обмена, символического интеракционизма, этнометодологии, феноменологической социологии),  в центре их внимания повседневное межличностное  взаимодействие – интеракция. Микросоциология преимущественно использует эмпирические методы исследования. С момента становления социологии как науки и на всем протяжении Х1Х в. вплоть до             20-х гг. ХХ в. господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как  самостоятельной области знания начинается  в США только в 1930-е гг. В конце 1960-х гг. произошло резкое размежевание на микро- и макросоциологию, и западные ученые предпринимают активные попытки интегрировать оба эти направления.

Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала  в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области  на основе методов  непосредственного  наблюдения, опроса (анкетирование, интервьюирование, прессовый опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, телевизионный экспресс-опрос), анализа документов, данных статистики, социометрии и т.д. Это позволяет говорить о том, что социология – наука конкретная, говорящая на языке конкретных данных (цифр, процентов и т.д.). Эмпирические методы проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление реально существующих социальных фактов по принципу «здесь и сейчас». Социальные факты, полученные эмпирическими методами,  являются основой для теоретического анализа и теоретических выводов в социологическом исследовании. Основная причина развития эмпирической тенденции заключалась в выходе социологии на принципиально иной объект деятельности – в сферу производства. Основоположником  индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений» считается американский социолог и психолог Э. Мэйо. Его идеи оказали влияние на практику и идеологию менеджмента (двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга, теория стилей управления Д. Маегрегора), а также на последующие исследования в промышленности.

Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Прикладная – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендаций.

Однако среди различных подходов к рассмотрению структуры социологии в настоящее время преобладает трехуровневый вариант: 1) фундаментальные, общесоциологические теории; 2) специальные (частные) социологические  теории (теории среднего уровня); 3) конкретные (эмпирические) социологические исследования. На первом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками (философией, политологией, экономикой и т.д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направления научного поиска, разрабатываются общие подходы для интерпретации эмпирические фактов. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными и конкретно-социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским исследователем Р. Мертоном. Такие теории обобщают и структурируют  эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Теории среднего уровня можно разделить на теории социальных институтов (социология семьи, социология образования, социология науки, социология религии, социология искусства, социология морали, социология политики, социология труда и др.); теории социальных общностей (социология малых групп, социология организации, социология страт, слоев, классов, социология толпы, этносоциология и др.); теории специализированных социальных процессов (социология девиантного поведения, социология конфликтов, социология мобильности и миграции, социология города и деревни, социология социальных движений и др.).

 В последние годы возникают все новые и новые специальные социологические теории. Это связно с тем, что общество – сложнейшая структурированная система, и она постоянно усложняется по мере своего развития. В последнее время выделились социология информатизации, социология Интернета, социология рыночных отношений, социология общественного мнения, социология гражданского общества, экономическая социология, экологическая социология, гендерная социология и др.

Функции социологии, в которых проявляется ее предназначение и роль, логически вытекают из выше     изложенного материала. К основным функциям социологии относятся:

1)    познавательная функция – изучение закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов;

2)    прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности;

3)    функция социального проектирования и конструирования – разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования;

4)    организационно-технологическая функция – создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т.д.);

5)    управленческая функция – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия  управленческих решений;

6)    инструментальная функция – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

7)    идеологическая функция – использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других. Социология – наука объективная и беспристрастная, но результаты социологических исследований могут использоваться  в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей, для манипулирования общественным сознанием.

 

 

Счетчик