Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Влияние СМИ на общественное мнение

 

Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях создаются искусственно, совершенно на пустом месте, ради достижения преимущества в борьбе за власть.

В США в ходу даже такой термин, применяемый к журналистам как «news maker»– делатель (изготовитель) новостей, часто далеких от объективности, нужных только заказчикам этих новостей.

Объективные события и факты, воздействуют на взгляды, ориентации членов общества, формируют у них индивидуальные мнения, личные точки зрения. В процессе общения отдельных личностей происходит обмен мнениями, в результате чего складывается групповое (коллективное) мнение. Коллективные мнения в процессе дальнейшей трансформации интегрируется в общественное мнение. Этот процесс осуществляется под сильным воздействием средств массовой информации и ранее сложившихся норм общественного мнения (см. рис. 1).

 

Средства массовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективные события и факты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы общественного мнения

Индивидуальное (личное) мнение

Обмен мнениями в процессе общения

Коллективное (групповое) мнение

Интеграция коллективных мнений

Новое общественное мнение

(или частично измененное)

Рис. 1. Взаимодействие средств массовой информации с этапами формирования и развития общественного мнения.

Согласно законам «о печати», средства массовой информации обязаны адекватно отражать все точки зрения. Однако на их объективность влияют многочисленные условия:

1) позиции владельцев средств массовой информации, то есть интересы учредителей данных СМИ;

2) требования рекламодателей  (кто платит деньги, тот «заказывает музыку»);

3) просьбы правительства (если позвонит премьер-министр – трудно отказать);

4) мнение элитных групп, которые в настоящее время находятся у власти и способны влиять на социальные процессы;

5) личные ориентации самих журналистов, их политические взгляды, убеждения, ориентации.

Современная пресса (средства и лица, распространяющие информацию), нередко, подразделяется на две категории:

1) негативная (тотальная критика или, наоборот, одобрение всех без исключения сфер жизни, тенденциозное освещение фактов социальной действительности в пользу одной точки зрения);

2) позитивная (сдержанное, максимально объективное освещение событий, допускающее различные оценки).

В целях воздействия СМИ на убеждения людей используется пропаганда, главное назначение которой – распространение идеологии среди населения. Влияние СМИ (особенно телевидения, радио и печати) на взгляды людей часто оказывается решающим, определяющих их поведение, хотя и не всегда адекватным.

Пропаганду принято разделять по уровню объективности СМИ:

● «белая» пропаганда, когда известен источник информации, а ее содержание соответствует объективным фактам;

● «серая» пропаганда, когда источник вызывает сомнения, а информация должна перепроверяться;

● «черная» пропаганда, когда источник информации скрывается, а ее содержание заведомо ложное.

Информация может искажаться и непреднамеренно, в результате сложного процесса ее передачи «потребителю». Получается примерно такая схема преобразования информации, пока оны дойдет до аудитории: объективная реальность   переданная реальность   воспринятая реальность. То есть, объективная реальность, пройдя через «освещение» средствами массовой информации превращается в переданную реальность. Последняя под воздействием механизма личного восприятия и общения становится воспринятой реальностью, которая сильно отличается от объективной.

 

 

Счетчик