Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Классовые различия в современном обществе

В социально-гуманитарных науках известно развернутое определение классов, которое дал В. И. Ленин. В этом определении выделяются четыре так называемые классообразующие признаки. (Чтобы их проще запомнить, студенты «кодируют» первые буквы каждого признака словом «морс»).

Классы – это большие группы людей, различающиеся по:

1) месту в исторически определенной системе общественного производства;

2) отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства;

3) роли в общественной организации труда;

4) способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать.

Этот подход к определению классов заимствован из марксистской теории. К. Маркс также подразумевал под классами большие группы людей и связывал это понятие с отношением людей к средствам производства.

В рабовладельческих и феодальных общественно-экономических формациях он выделял два противоположных класса:

1) эксплуататоры – рабовладельцы и феодалы, которые владели землей и средствами производства;

2) эксплуатируемые – рабы или крепостные крестьяне, которые принадлежали эксплуататорам на правах собственности.

В условиях развития промышленного производства появляются два новых класса:

1) класс капиталистов (промышленников), владеющий средствами производства;

2) рабочий класс (пролетариат), который продает свою силу капиталисту и не имеет ничего «кроме собственных цепей».

Макс Вебер, которого, как и Маркса считают видным социологом и экономистом XIX века, во многом соглашается с марксистской теорией классов. Однако он, кроме связи со средствами производства к числу классообразующих признаков, относил и другие показатели: уровень образования и квалификации работника, наличие определенных навыков, умений, опыта и ряд других критериев. Особое внимание Вебер обращал на статус человека, связывая его, часто с партийной принадлежностью. Если Маркс участие в политических партиях ставил в зависимость от принадлежности к классам, Вебер делал обратные выводы. Он отмечает, что нередко среди членов одной партии обнаруживаются представители самых различных классов и слоев общества. К тому же партии часто создаются не по классовым, а по религиозным, национальным и другим мотивам.

Известный американский социолог Эрик Олин Райт, развивая теорию Маркса, считал, что к классу капиталистов принадлежат все, кто осуществляет контроль над производством. К рабочему классу, следовательно, относятся те, кто не осуществляет никакого контроля. Между капиталистами и рабочими находится промежуточный класс. Его представители осуществляют контроль над отдельными сферами производственной деятельности, но не могут контролировать все производство в целом (служащие, профессиональные управленцы – менеджеры). Райт называет их «противоречивым» классом, поскольку они не являются ни капиталистами, ни рабочими, но схожи и с теми и с другими.

Британский социолог Франк Паркин, отталкиваясь от взглядов Вебера, соглашается, что собственность на средства производства является важным классообразующим признаком, но это лишь одна из форм так называемой социальной преграды, которая служит основой власти одних над другими. Поэтому социальная преграда – это процесс, в котором одни социальные группы получают доступ к контролю над средствами производства, другие такого контроля лишены.

Основанием для этого процесса может быть как статус человека, так и этнические, языковые, религиозные и другие различия. Между классами постоянно существуют противоречия. Менее привилегированные слои населения пытаются захватить ресурсы и власть, ранее монополизированные другими. А те, в свою очередь, стремятся сохранить и усилить свое положение в обществе.

Анализировать межклассовые различия можно с позиций классообразующих признаков. Например:

1. В зависимости от отношения к средствам производства, т. е. связи работников с формами собственности. В настоящее время значительная часть населения Беларуси работают в условиях государственной формы собственности. Однако заметно усиливается тенденция к развитию других форм собственности, особенно в сфере частного бизнеса. Увеличивается численность представителей малого бизнеса (среднего класса).

2. В связи с той ролью, которую занимают те или иные социальные группы в общественной организации труда. Например, в процессе совместного труда одни выполняют организаторские (управленческие) функции, другие – исполнительские; среди исполнителей выделяются лица, занятые физическим или умственным трудом.

3. Особенно рельефно классовые различия обнаруживаются в размерах и способах оплаты труда. По этим критериям происходят весьма существенные изменения. В обозримой перспективе процессы классового расслоения общества по размерам дохода, видимо, будут усиливаться в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений.

Современная социология все более часто исследует внутриклассовые различия, которые усиливаются среди различных классов и слоев общества. Особенно интенсивна внутриклассовая дифференциация среди групп населения, занятого в сфере частного предпринимательства.

 

Счетчик