Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Структура культуры

Культура может рассматриваться:

1)       с точки зрения статики (внутреннего строения);

2)       как динамический процесс (средства, механизмы, которые способствуют трансформации, изменению культуры).

В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать три ее формы:

- элитарную,

- народную,

- массовую (общедоступную, «поп-культуру»).

Народная культура (например, фольклор) возникает стихийно и не имеет четко определенного автора. Элитарная культура (иногда называют «ученой») имеет установленное авторство (сюда относится т.н. высокое искусство), это культура высокообразованных, привилегированных, «элитарных» слоев. Подобное разделение господствовало до развития капитализма. Подобно поляризации классов, культуру делили на низшую – народную и высшую – элитарную. Однако следует отметить, что элитарная культура не существует изолированно от народной, они взаимосвязаны. Народная культура в какой-то степени подпитывает элитарную: например, оперное искусство принято считать элементом элитарной культуры. В то же время всем известно, что музыкальные темы зачастую заимствуются композиторами из народной музыки (опера М. Глинки «Иван Сусанин» практически представляет собой фольклорную музыку в оркестровом исполнении). Массовая культура появляется намного позже, в период бурного развития капитализма, в процессе формирования среднего слоя в стратификационной структуре общества. Массовая культура, по сути, есть сплав народной и элитарной. Подобно тому, как в стратификационной пирамиде сблизились «высший» и «низший» слои, массовая культура появляется как прослойка между народной и элитарной. Однако появление массовой культуры отнюдь не позитивное явление. Само понятие «масса» имеет не только количественное измерение (большинство общества), но и качественное: обезличенность, утрата интеллекта, «приземленность» интересов, стремление к развлечениям, зрелищам, «необремененность» мыслями. Таким образом, массовая культура фактически противостоит подлинной культуре.

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, тесно связанных с доминирующей культурой, но в то же время выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возрастная когорта.

Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой. Термин «контркультура» был введен в оборот одним из идеологов «новых левых» Т. Роззаком, выделившим в качестве основных элементов контркультуры следующие:

·         настроение и ориентация обыденного сознания, оппозиционные ценностям традиционной культуры;

·         идеализированные формы сознания;

·         «альтернативные» стили жизни;

·         антитрадиционные формы художественного творчества.

При рассмотрении культуры как сложной системы, в ее структуре можно выделить основные компоненты – материальные и нематериальные (духовные). Разделение культуры на материальную и нематериальную составляющие весьма условно, они тесно взаимосвязаны и по сути не могут существовать одно без другого: стихи и книги, музыка и музыкальные инструменты и т. д. Элементы материальной культуры могут быть уничтожены (например, здания и сооружения, книги, картины и т. д.), однако, если есть и сохранились элементы нематериальной культуры – знания, традиции – они могут быть восстановлены.

Материальные компоненты культуры – это предметная среда, окружающая человека. Вещи и предметы, их производство и совершенствование несут на себе следы изменений самого человека, отношений между людьми. Когда вещь утрачивает смысловую определенность, она становится артефактом (искусственным фактом), выполняющим определенную функцию и имеющим некоторую ценность для группы или общества.

Нематериальные компоненты культуры – это нормы, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, убеждения, обычаи, традиции, язык.

Норма, по сути, является некоторым стандартом, который присущ правовым, политическим, профессиональным, культурным или иным сферам жизни. Нормы можно определить как правила поведения, ожидания и стандарты, действующие непрерывно во времени, регулирующие взаимодействие между людьми и обязательные для всех. Несомненно, нормы эволюционируют под воздействием изменяющихся условий, выдвижения альтернатив и отношений к ним носителей этих норм. Но изменение норм – процесс длительный. Нормы могут подразделяться на естественные и вводимые сознательно. Различают два типа норм: «типичные», т. е. статистические, отражающие реальность, и идеальные, т. е. правила и стандарты ожидаемого поведения в конкретных ситуациях. Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм (народные обычаи, традиции).

Законы – это формализованные нормы. Это нормы или правила поведения, подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Обычаи – это менее важные и, следовательно, не так строго соблюдаемые, социальные нормы. Традиции можно определить как элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенной общности, группе в течение длительного времени.

Культура основывается на системе ценностей – социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Они являются основанием различных норм и стандартов поведения, осуществляющихся в процессе взаимодействия индивидов, общностей.

Ценности подразделяют на терминальные (обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей) и инструментальные (отражают одобряемые в данном обществе или группе средства достижения целей).

Убеждения – это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации. Убеждения, как и ценности, способствуют соци­альному порядку и интеграции.

В тесном взаимодействии с ценностно-нормативным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая – знания, сформулированные в определенных понятиях, представлениях и зафиксированные в языке.

Культура приобретается индивидом благодаря познанию, которое возможно потому, что человек способен к абстрактному мышлению и широко использует символы и знаки. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, – основные строительные блоки культуры.

Символы – такое понятие, действие или предмет, заменяющее другое понятие, действие или предмет и выражающее его смысл. Символ имеет общее значение и поэтому обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи. К.Х. Момджян отмечает, что «функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности» [2].

Социолог Ч. Пирс подчеркивает, что символы, благодаря своему общему значению, которое связано с формой лишь условно, «по соглашению», способны образовать суждение, и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение другого человека, предсказывая, таким образом, будущее (действие, реакцию).

В социологии социальный знак понимается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе. Знаки – материально-идеальные образования (имеющие форму и содержание), которые представляют (обозначают) реалии окружающей действительности, оценивают их и предписывают мотивированность и социальные нормы коммуникации. К символам относят различные условные знаки, например, эмблемы, ордена, кольца, сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-либо движению, организации, группе.

Словесный знак, обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, причем в этой функции он отражает социальные ценности общества. Социальная интерпретация знака в различных культурах может не совпадать, отсюда возникает опасность возникновения противоречий в кросс–культурных коммуникациях.

Характерные для различных культур формы культурной жизни приводят к культурному разнообразию. Разнообразие культур ведет к возникновению таких идеологических установок, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной. Этноцентризму сопутствует ксенофобия – боязнь и неприятие всего иностранного, а шире – всего чужого. В противоположность этому выступает культурный релятивизм как представление о том, что другую культуру можно понять только в контексте ее собственных ценностей.

Функционирование знаково–символической системы осуществляется во взаимодействии двух ее составляющих моментов: мифологии и обрядов. Миф, по мнению К. Леви-Стросса, можно рассматривать как упорядочивание коллективного восприятия мира и деятельности. Мифология – это система словесных символов. Обряд – это система символов в действии.

В рамках внутренней структуры культуры принято отличать личную культуру индивида (как совокупность личных образцов поведения, представлений о ценностях, идей, мыслей, зачастую неизвестных другим людям) и культуру общности (совокупность ценностей, норм, правил, принятых и одобряемых в данной общности). Культура общности не может быть представлена как арифметическая сумма индивидуальных культур, так как не все из индивидуальной культуры может быть общим достоянием. В свою очередь, личная культура входит в состав культуры общности. Однако общество предоставляет личности некоторую степень свободы – возможность отклонения от общепринятых образцов. Масштабы данных отклонений зависят от социальной роли и статуса индивида (например, представители творческих профессий могут себе позволить нестандартное поведение, решение, внешний вид).

            Во внутренней структуре культуры существует понятие «культурное наследие» – это часть культуры общности, которая была передана следующим поколениям. Это могут быть знания, нормы, традиции (модную сегодня одежду и музыку в стиле «рэп», наверное, нельзя назвать культурным наследием, ибо это культурные элементы нашего времени).

Основные составные единицы культуры называют элементами культуры. Это могут быть предметы обихода, орудия труда, какая-либо идея, которые являются основой для формирования определенного вида деятельности или научной системы, направления. Например, оружие древнерусского воина и половца выглядело по-разному, тактика ведения военных действий также существенно различались: короткий меч половца был рассчитан для военных действий верхом на лошади, массивный меч русского воина для пешего ближнего боя. Идея эволюции в науке стала центральной для ряда научных школ и направлений.

             Более масштабная совокупность предметов, учреждений, идей, связанных с определенным элементом культуры, называют культурным комплексом. Примитивные общества имеют минимум культурных комплексов, более развитые – множество. Появление культурного комплекса свидетельствует об изменениях в жизнедеятельности общества. Например, культурный комплекс, связанный с появлением компьютера, включает в себя Интернет, правила пользования компьютерной техникой, компьютерные программы и т. д. Ряд культурных комплексов могут быть включены в более масштабные образования – культурные конфигурации или образцы.

Такова внутренняя структура культуры (ее статическая характеристика).

 

 

Счетчик