Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Культура и образование: социокоммуникативный подход

Рассмотрим взаимодействие культуры и образования в социокоммуникативном аспекте. Социальные отношения проявляются в общении (коммуникации), имеющем на каждом уровне свою специфику: межличностное общение, внутригрупповая  коммуникация, массовая коммуникация. «Общество только кажется статичной суммой социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами» [7]. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века. В современной социальной и гуманитарной науке он понимается как:

- средство связи любых объектов материального и духовного мира;

-          общение – передача информации от человека к человеку;

-          передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Коммуникация является обменом смысловой информацией, т. е. представляется интегрирующей характеристикой способов взаимодействия индивидов в обществе. Мы согласны с позицией А.В. Соколова, который социальную коммуникацию определяет как движение смыслов, т. е. знаний, умений, эмоций, волевых побуждений в социальном пространстве и времени [8]. Таким образом, коммуникация является  важнейшей характеристикой социальных отношений.

Стратификация коммуникации представляется различными вариантами, на основе различных признаков выделяются различные типы коммуникации:

-               межличностная, внутригрупповая, массовая (по степени репрезентативности аудитории);

-               устная и письменная (по форме);

-               аудитивная, визуальная, аудитивно-визуальная (по каналу передачи и восприятия информации).

Коммуникация составляет главное условие существования и самополагания человека. Социальная жизнедеятельность осуществляется в общении, через коммуникативное взаимодействие, которое имеет образовательную направленность. Как справедливо замечает           Дж. Дьюи, любое взаимодействие, которое жизненно необходимо или в котором участники жизненно заинтересованы, имеет для участников общения образовательное значение, придавая общезначимые смыслы их совместной деятельности, способствуя формированию коммуникативного сообщества, важнейшим признаком которого является взаимопонимание [9]. Поскольку без того, чтобы люди учились и учили других, общественная жизнь протекать не может, постольку сам  процесс жизни сообща имеет образовательное значение. Поэтому образование можно представить как информационно-коммуникативный процесс, протекающий в формах межличностного, внутригруппового и массового взаимодействия. Э. Гидденс в «Социологии» подчеркивает, что если бы не коммуникация, осуществляющаяся через пространство, то образование для широких масс было бы недоступным, да и не нужным [10]. В традиционных культурах знание в основном рассматривалось в качестве того, что антрополог К. Гиртц называл локальным знанием. Развитие информационных технологий и распространения информации явилось такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. Поэтому общее и профессиональное образование следует понимать как один из элементов системы массовой коммуникации, появившейся в процессе индустриализации. Вследствие распространения массовой информации глобальное и локальное приблизились друг к другу.

Социальная информация – это такие сведения о мире, которые возникают и используются в различных сферах человеческой деятельности, включая и образовательную. В принципе, это любые сведения, которыми обладает социум. Информация, таким образом, есть условие коммуникативной деятельности. Она значительно расширяет границы непосредственных жизненных условий человека, источников его существования, дает возможность различным социальным общностям участвовать в социальных и духовных процессах.

Знание, в свою очередь, является многозначным понятием. Часто под «знанием» обозначают сложившиеся, проверенные, приведенные в систему сведения, во многом обобщенные. Знание есть результат познавательной деятельности (в т. ч. образовательной). Знанием овладевают, а информацию получают.

Следовательно, информация – это и все знания, и в то же время – это самая активная, меняющаяся и динамичная его часть. Информация преобразуется в знание, которое, в свою очередь, становится информацией для кого-либо.

Ни одно общество не может существовать без определенной системы знаний, начиная с простейшего уровня – передачи социального опыта. Любая социальная система для своего функционирования и развития нуждается в различного рода знаниях, которые существуют в обществе с самого начала. Так, В.Ж. Келле выделяет следующие необходимые знания:

1)       знания об окружающей среде (сюда относятся природная

среда, сама биологическая природа человека, вне отношения с которой невозможен труд как целесообразная деятельность);

2)       знания о способах действия в данных условиях (охота, земле-

делие, производство орудий и т. д.);

3)       различные формы отражения социальных отношений между

людьми, необходимые для обеспечения совместной деятельности с целью сохранения социальной системы (или разрушения), для укрепления (или ликвидации) данных отношений  [11].

Г.Д. Лассуэлл рассматривает коммуникативные (информационные) связи в качестве неотъемлемых атрибутов жизненной материи, имеющих в общественных структурах специфические качества, порождаемые необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Подход Лассуэлла дает нам возможность высказать ту мысль, что образование, как коммуникативный процесс осуществляет контроль за социальной средой, корреляцию всех компонентов общества в целях их сохранения и передачу социального наследия последующим поколениям, т. е. обеспечивает социокультурную преемственность. Роль коммуникативной функции духовного общения и образования особо возрастает в современную эпоху, когда происходит интеграция различных сил в глобальном масштабе ради сохранения жизни социума. Поэтому в настоящее время система образования немыслима вне взаимного обмена культурными и духовными ценностями между сообществами и социальными институтами, олицетворяющими их экономическую, политическую и духовную жизнь.

Что мы понимаем под коммуникативной функцией? Ясно, что она предполагает формирование чувства общности, причастности людей к различным сообществам и группам. На данной функции основан механизм восприятия и потребления информации индивидом. Это всегда обмен сообщениями, отражающими количество сведений об объекте, но и ценностями; это – источник поддержки социальных ролей, обмен идеями и идеалами.

Распространение информации, знаний происходит через границы семиотического пространства, порождая новые смыслы, способствуя, при условии согласия и взаимопонимания, или препятствуя возникновению и воспроизводству новой информации и нового знания. При этом следует учитывать то обстоятельство, что согласие, лежащее в основе образования как коммуникативного процесса, достигается посредством взаимодействия, осуществляемого с помощью тщательно разработанной системы конвенциональных символов, представляющих известные всем значения. Однако реальная коммуникация, основывающаяся на понимании и взаимопонимании, выходит за пределы значений. Личностный смысл, соотносимый с индивидуальным освоением социальных форм жизнедеятельности, делает возможными понимание и коммуникацию. Именно поэтому смысл сообщения шире значения, поскольку смысл обусловлен принадлежностью понимающего к различным социокультурным общностям, каждая из которых задает, в свою очередь, собственный образовательный контекст.

Диалогические коммуникативные связи между людьми основаны на понимании ими общих целей, интересов, знаний. В данном отношении сам тип коммуникации определяется типом духовной установки или интенции. К. Ясперс, проанализировавший природу коммуникаций, показал, что только личности с их духовным и душевным базисом способны установить истинно духовные взаимоотношения, характеризующиеся безусловностью, надежностью и всеми теми качествами, которые свойственны духу. Лишь благодаря коммуникации духовное оказывается способным образовать новую реальность – общественную, отличающуюся богатством форм и способов общения. Общение – не только не существенный элемент и необходимое условие образования, но и его результат. Однако образовательный процесс лишь в том случае составляет важнейшее средство социализации индивида, если сама социальная коммуникация при этом рассматривается в качестве главного механизма духовной активности.

К этому следует добавить и то, что духовно-интеллектуальный и экономический потенциал общества формируется прежде всего в сфере образования. Образование является информационным процессом, выполняет ведущую роль в информационном обществе. В индустриально развитых странах именно в эту сферу направляется значительная часть инвестиций. При этом умение создавать, использовать, обрабатывать, хранить и распространять информацию становится условием прогрессивного развития национальных сообществ, их конкурентоспособности на мировом рынке. Образование есть один из видов общения, т. е. общение, соединяющее индивидов в общих чувствах, интересах и целях. Образовательная деятельность не мыслима без общения. Общение – не только существенный элемент и необходимое условие образования, но и его результат. Именно в общении люди реализуют многообразные формы своих взаимоотношений: социальную коммуникацию и обмен. Раскрытие сущности образования помогает осмыслить тот механизм, который задействован в диалогических коммуникативных связях между людьми как личностями, основанных на понимании ими общих целей, задач и интересов.

Систему образования в настоящее время невозможно рассматривать вне взаимного обмена культурными и духовными ценностями между социальными общностями и социальными институтами, олицетворяющими их экономическую, политическую и духовную жизнь. Образование человека является социокультурным процессом. Такое понимание заключается в следующем: образование представляет собой потенциал непрерывного становления совместной жизни людей, организации их культурного и духовного бытия; образование есть процесс воспроизводства и развития, в котором совершается обновление и культурное наращивание совокупной социальной и духовной жизни, причем данное наращивание одновременно оказывается и сохранением основополагающих жизненных форм. Постоянное наполнение социокультурного процесса силами человеческой самореализации – важнейшее условие его существования именно как процесса.

Таким образом, предметом социологического изучения культуры может быть:

1) роль и место культуры в жизни данного общества;

2) взаимодействие компонентов, видов культуры с другими сферами жизни общества (экономическая, политическая, социальная и т. д.);

3) отдельные компоненты, институты культуры, включая ее учреждения;

4) уровень освоения личностью, общностью отдельных компонентов культуры;

5) взаимодействие элементов социодинамики культуры, культурной коммуникации (между ее производством, сохранением, распределением и потреблением).

 

 

Счетчик