Боциология

ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹

  • Π£Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€ ΡˆΡ€ΠΈΡ„Ρ‚Π°
  • Π Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€ ΡˆΡ€ΠΈΡ„Ρ‚Π° ΠΏΠΎ ΡƒΠΌΠΎΠ»Ρ‡Π°Π½ΠΈΡŽ
  • Π£ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€ ΡˆΡ€ΠΈΡ„Ρ‚Π°

ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ социологии образования

ПомоТСм Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ Π»ΡŽΠ±ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π° Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ

ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ спСциалиста ΠΏΠΎ Π²Π°ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ
Π£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒΡŽ социологичСского знания являСтся социология образования. ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ социологии образования связано с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ амСриканских социологов Π›.Π£ΠΎΡ€Π΄Π°, Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ; французского социолога Π­.Π”ΡŽΡ€ΠΊΠ³Π΅ΠΉΠΌΠ°; Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… М.Π’Π΅Π±Π΅Ρ€Π° ΠΈ К.МангСйма. Π’ ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы основныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ социологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования.

Π›.Π£ΠΎΡ€Π΄ считал ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… институтов общСства ΠΈ связывал с Π½ΠΈΠΌ успСх ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ, исходя ΠΈΠ· ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ истинноС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ достигаСтся лишь СстСствСннонаучными ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ, считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ образования Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ людСй ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ познания ΠΈ прСобразования ΠΌΠΈΡ€Π°. Π­. Π”ΡŽΡ€ΠΊΠ³Π΅ΠΉΠΌ рассматривал социологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ образования Π² тСсном СдинствС с воспитаниСм. Π­Ρ‚Π° взаимосвязь ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ потрСбности общСства ΠΈ способствуСт ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй. Π’Π΅Π±Π΅Ρ€ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ образования Π² Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… приходится ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ; Π² Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ясности Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ срСдств ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дСйствий; Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ смысла собствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. К.МангСйм ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ образования считал Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² общСствС особой ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ - ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»ΠΈΠ³Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ связывал процСсс Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ всСх сфСр ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ общСства, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ образования.

Анализ социологиСй сфСры образования ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою спСцифику ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌ. Π­Ρ‚Π° спСцифика проявляСтся Π² социологичСском ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, смысл ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ.

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΎΠ½ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСста ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ образования Π² общСствС, Ρ‚.Π΅. Π½Π° выявлСнии Π΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ взаимодСйствия, взаимовлияния образования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… сфСр ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ общСства: экономичСской, политичСской, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° социологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ начинаСтся с Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ интСрСсуСт ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ структура образования, Π΅Π³ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ подсистСмами общСства ΠΈ общСством Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся социологиСй Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ипостасях: ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ явлСниС ΠΈ процСсс; ΠΊΠ°ΠΊ слоТная ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ систСма; ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ институт ΠΈ организация; ΠΊΠ°ΠΊ особый Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для личности ΠΈ общСства. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎ всСх своих вариациях, являясь элСмСнтом общСства, испытываСт Π½Π° сСбС практичСски всС измСнСния происходящиС Π² Π½Π΅ΠΌ.

ВыявлСниС Π΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ образования ΠΈ общСства связано ΠΈ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ способа влияния ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅. БистСма образования, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Π°Ρ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ систСму, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΊ систСмС, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ воздСйствуСт Π½Π° Π½Π΅Π΅, заставляСт общСство Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° потрСбности образования, Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ Π½Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎ сСбС.

БоциологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования Π² качСствС ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… составных элСмСнтов ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ людСй, тСсно связанного с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈΒ  элСмСнтами повсСднСвного способа Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° социологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ состоит Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ удовлСтворСнности ΠΈΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… общностСй ΠΊΠ°ΠΊ нСпосрСдствСнно Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Π΅Π³ΠΎ систСму, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ косвСнно связанных с Π½Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ особСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ для общСства, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Ρ€Ρ‹Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ.

ИспользованиС социологичСского ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° позволяСт ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ образования Π΄Π²Π΅ Π΅Π³ΠΎ стороны - ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ /ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΡƒΡŽ/. Они ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ институт. ИмСнно ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ позволяСт ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ /Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ/ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, ΠΈ Π½Π° личностном /Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΌ/ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° социологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ - ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² рассмотрСнии Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ института ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΈΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Единство этих Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² - ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ - это Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π² осущСствлСнии социологичСского исслСдования образования. Они взаимосвязаны ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π½Π°Ρ†Π΅Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования ΠΊΠ°ΠΊ ваТнСйшСго ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ института общСства, Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ связан с исслСдованиСм Π΅Π³ΠΎ Π² качСствС ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· основных элСмСнтов ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ личности ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

Π­Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π² социологии ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ отрасли знания. Π’ качСствС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° цСлСсообразно Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ систСму, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ совокупности ΠΈ взаимосвязи Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… подсистСм: дошкольного, школьного, Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования; Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, срСднСго, срСднС-ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ; Π΄ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚.Π΄.

Если ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ образования являСтся ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ систСма ΠΈ информация ΠΎ Π½Π΅ΠΉ, Ρ‚ΠΎ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ - ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ институт. ЛогичСски ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния социологии прСдставляСтся объСдинСниС всСх исслСдований Π² этой сфСрС ΠΏΠΎ Π΄Π²ΡƒΠΌ направлСниям.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ образования ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ института - ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ аспСкты Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² образования, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ статус пСдагогичСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹; ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния систСмой образования ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ исслСдованиС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… аспСктов взаимодСйствия образования с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ институтами - производством, Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ; связи ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ процСссами, влияниС образования Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Боциология образования ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ прСдставлСна Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π΄Π²ΡƒΡ… структур: Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания ΠΈ тСхнологичСской ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИсслСдованиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ структуры образования Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связано с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ: ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ; ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°; социализация личности, Π΅Π΅ саморазвитиС ΠΈ саморСализация, Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Сю ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π°; рСгуляция ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-классового баланса общСства ΠΈ Π΄Ρ€.

Β  ИсслСдованиС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ образования, Π΅Π³ΠΎ связи с экономичСскими, политичСскими процСссами; социологичСский взгляд Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ процСсс, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² сфСрС образования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ направлСния тСорСтичСской социологии образования ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… изучСния ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ: Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ образования, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ учащСйся ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ, Π΅Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с пСдагогичСским пСрсоналом; Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ образования Π² процСссах ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, воспроизводства ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм стратификации общСства; Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ студСнчСства ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² прСобразованиях общСства;Β  ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования; ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ²; ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация выпускников ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ; Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π² связи с трСбованиями НВР, структурной пСрСстройкой экономики; обСспСчСниС посрСдством образования связи Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ производства; ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ строСния образования ΠΈ систСм управлСния ΠΈΠΌ; соотвСтствиС структуры образования Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ пСрспСктивным ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ цСлям ΠΈ Π΄Ρ€.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС элСмСнтов социологии образования проявляСтся Π² функциях этой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ рСализуСтся Π΅Π΅ прСдмСтная, ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ сторона. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ:

Β  тСорСтичСская - Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ социологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ явлСнии, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ социологии образования Π½Π° основС социологичСской ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ;

Β  социализационная - ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° социализации личности, исслСдованиС мСста ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ образования Π² освоСнии ΠΈ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, освоСния общСствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ, Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ стандартов ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ одобряСмого повСдСния;

Β  идСологичСская - Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ социологичСских взглядов Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅;

Β  прогностичСская - ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Ρ‹ ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… тСндСнциях ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² сфСрС образования;

Β  ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ - созданиС Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ обучСния ΠΈ воспитания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ систСм ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Β  Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, социология образования ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ своим ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ закономСрности функционирования, измСнСния ΠΈ развития систСмы образования ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ института общСства ΠΈ спСцифичСского комплСкса ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… взаимодСйствий /ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ/.

Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅!
Если Π²Π°ΠΌ Π½ΡƒΠΆΠ½Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ профСссионалам. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ 70 000 Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ Π²Π°ΠΌ прямо сСйчас. БСсплатныС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ Π΄ΠΎΡ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ. Π£Π·Π½Π°ΠΉΡ‚Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ своСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.
 

Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ мСню


Π‘Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‡ΠΈΠΊ