Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Объект и предмет социологии образования

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Специальной отраслью социологического знания является социология образования. Конституирование социологии образования связано с именами американских социологов Л.Уорда, Дж. Дьюи; французского социолога Э.Дюркгейма; немецких ученых М.Вебера и К.Мангейма. В их трудах были сформулированы основные принципы социологического подхода к образованию, в том числе и принцип непрерывного образования.

Л.Уорд считал образование одним из важнейших институтов общества и связывал с ним успех социальных преобразований. Дж. Дьюи, исходя из идеи, что истинное познание достигается лишь естественнонаучными методами, считал, что задачи образования в обучении людей методам познания и преобразования мира. Э. Дюркгейм рассматривал социологические проблемы образования в тесном единстве с воспитанием. Эта взаимосвязь отражает потребности общества и способствует упрочению коллективных ценностей. Вебер видел роль образования в расширении знаний о жизненных условиях, в которых приходится существовать; в выработке ясности целей и средств социальных действий; в понимании и уточнении конечного смысла собственной деятельности. К.Мангейм одной из важнейших социальных функций образования считал формирование в обществе особой социальной группы - интеллигенции, с которой связывал процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования.

Анализ социологией сферы образования имеет свою специфику по отношению к другим наукам. Эта специфика проявляется в социологическом подходе к образованию, смысл которого заключается в следующем.

Прежде всего, он ориентирован на определение места и роли образования в обществе, т.е. на выявлении диалектики взаимодействия, взаимовлияния образования и других сфер жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной и духовной. Специфика социологического подхода к образованию начинается с того, что социологию интересует сущность и структура образования, его взаимоотношения с другими подсистемами общества и обществом в целом.

Образование рассматривается социологией в различных ипостасях: как социальное явление и процесс; как сложная социальная система; как социальный институт и организация; как особый вид деятельности и, наконец, как ценность для личности и общества. Образование во всех своих вариациях, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения происходящие в нем.

Выявление диалектики образования и общества связано и с изучением способа влияния первого на второе. Система образования, включенная в общественную систему, не может оставаться безразличной к системе, так или иначе воздействует на нее, заставляет общество реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе.

Социологический подход к образованию означает также изучение образования в качестве одного из важнейших составных элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими  элементами повседневного способа форм и видов деятельности.

Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Это особенно важно и актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям.

Использование социологического метода, подхода позволяет сочетать в изучении образования две его стороны - общественную и личностную /социально-групповую/. Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается как социальный институт. Именно институциональный подход позволяет исследовать образование и на социальном /даже социетальном/ уровне, и на личностном /групповом/ уровне.

Специфика социологического подхода к образованию - прежде всего в рассмотрении его как социального института и как вида деятельности. Единство этих двух подходов - институционального и деятельностного - это главное в осуществлении социологического исследования образования. Они взаимосвязаны содержательно и субъектно. Первый нацеливает на изучение образования как важнейшего социального института общества, а второй связан с исследованием его в качестве одного из основных элементов образа жизни личности и социальной группы.

Эти подходы к образованию в социологии позволяют четко разграничить объект и предмет характеризуемой отрасли знания. В качестве объекта целесообразно рассматривать образование как систему, выступающую в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: дошкольного, школьного, дополнительного образования; начального, среднего, средне-специального, высшего; допрофессионального, профессионального и т.д.

Если объектом образования является образование как система и информация о ней, то ее предметом - образование как социальный институт. Логически оправданным с точки зрения социологии представляется объединение всех исследований в этой сфере по двум направлениям.

Первое охватывает внутренние проблемы образования как социального института - социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы; проблемы социального управления системой образования и др.

Второе направление объединяет исследование социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами - производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур: теоретико-концептуального содержания и технологической последовательности познавательной деятельности. Исследование проблем структуры образования неразрывно связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний; преемственность социального опыта; социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею интеллектуального, духовного и социального потенциала; регуляция социально-классового баланса общества и др.

  Исследование социальных функций образования, его связи с экономическими, политическими процессами; социологический взгляд на учебное заведение, учебный процесс, социальные отношения в сфере образования и другие направления теоретической социологии образования конкретизируются в рамках изучения следующих проблем: доступность образования, образ жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом; роль образования в процессах социальной мобильности, воспроизводства социальных систем стратификации общества; роль студенчества как социальной группы в преобразованиях общества;  проблемы непрерывного образования; эффективность различных форм подготовки и переподготовки профессиональных кадров; профессиональная адаптация выпускников учебных заведений; тенденции изменений в образовании в связи с требованиями НТР, структурной перестройкой экономики; обеспечение посредством образования связи науки и производства; эффективность организационного строения образования и систем управления им; соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям и др.

Структурное взаимодействие элементов социологии образования проявляется в функциях этой науки, через которые реализуется ее предметная, содержательная сторона. Обычно выделяются следующие функции:

  теоретическая - расширение, приращение и обогащение социологических знаний об образовании как социальном явлении, разработка категорий социологии образования на основе социологической методологии и методики;

  социализационная - изучение образования как социального механизма социализации личности, исследование места и роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стандартов социально одобряемого поведения;

  идеологическая - формирование социологических взглядов на образование;

  прогностическая - прогнозы о предполагаемых тенденциях и возможных результатах изменений в сфере образования;

  преобразующая - создание наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания, а также систем социального управления образованием.

  Итак, социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования, изменения и развития системы образования как социального института общества и специфического комплекса социальных взаимодействий /отношений/.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик