Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Возникновение, развитие социологии религии

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Религия является социальным институтом, возникшим, в той или иной форме в большинстве человеческих сообществ. Она всегда оказывала заметное влияние на само течение социальной жизни в обществе. Без учета  этого влияния вряд ли возможно сколь-нибудь серьезное исследование и объяснение природы, структуры, функций, развития большинства человеческих обществ, в первую очередь потому, что религия формирует не только мышление, но и образ действий. Таким образом, предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека, познание с точки зрения действия последствий приверженности тому или иному вероисповеданию.

Социология религии возникла  в конце XIX – начале ХХ века. Ее основоположниками считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер. Религия, в понимании Э.Дюркгейма, есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым.  Ведущая идея Э.Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм религии допустимо и возможно создать теорию высших форм религии. В данном предположении лежит эволюционный подход к истории религии.

Цель дюркгеймовской теории религии – в создании реальности объекта веры. В конечном счете, считает Дюркгейм, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества, ибо в самой природе общества есть нечто священное, Источник религии – само общество. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых оно нуждается. Религиозные  интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов.

Если Дюркгейм исследовал религию в ее простейших формах, т.е. на сравнительно низкой ступени развития общества, то М.Вебер главным образом исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. С его точки зрения определение религии должно исходить из анализа социального поведения людей. К религии он относил ту деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой какая-то социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь.

Такой основополагающей мыслью Вебер считал учение Ж.Кальвина (одного из реформаторов христианства) о предопределении. Именно оно, утверждает Вебер, сыграло решающую роль в возникновении « духа капитализма». Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощных моральных стимулах, таких как трудолюбие, деловая честность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши и т.д. Вебер пытается доказать, что именно определенное толкование протестантизма создало такие мотивации, которые способствовали формированию капитализма как особого способа регуляции производственных отношений, что религиозные взгляды являются определяющим фактором экономического поведения  индивидов и социальных групп, а, следовательно, и одной из причин экономического развития общества.

От анализа религиозных корней рождения капитализма Вебер переходит к анализу «процесса разволшебствования», который характеризуется тем, что религиозные мотивы человеческой  деятельности как средство достижения определенных целей постепенно уступают место методам действия, ориентированным исключительно на достижение успеха, нужного результата. Религия в «разволшебствованном мире» находит себе место лишь в глубине сознания, в сугубо индивидуальном предназначении после земной жизни.

Итак, отправная точка религиозной истории человечества - мир, полный священного, сокровенного, согласно понятиям Э.Дюркгейма. Завершением ее является «разволшебствование мира», если использовать терминологию М.Вебера. Продолжая его традиции и опираясь на идею Парсонса о структурной дифференциации социальных институтов, социолог Р.Белла продолжил эволюционную классификацию религиозных систем, выделив, пять основных этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

Многообразие религий имеет под собой свою основу: люди живут в разных условиях, по-разному воспринимают окружающий мир, их сообщества достигли разных уровней развития. Да и сами религии отнюдь не одинаковы в своих требованиях в области морали и правил поведения. Вместе с тем в них можно выделить главные элементы, присущие каждой из них:

Во-первых, веру как изначальный элемент всякой религии. Она предполагает религиозное чувство, настроение, эмоции и является важнейшим свойством человеческого сознания.

Во-вторых, учение. Это – специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий. Это может быть учение о Боге, отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах поведения в обществе.

В-третьих, религиозную деятельность. Это - обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Другими словами, вся совокупность действий, которые совершают верующие. Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Культ – это стержень религиозной деятельности.

В-четвертых, сообщества, называемые общинами, церковью, конфессиями, в которые верующие объединяются в процессе религиозной деятельности. Среди религиозных организаций выделяют: традиционные – церковь, секту и нетрадиционные – деноминацию. Церковь – это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Напротив, секта возникает как оппозиция по отношению к той или иной церкви или определенным религиозным направлениям. Будучи организацией меньшинства и основываясь на авторитете  некого харизматического лидера, она характеризуется претензией на исключительность ее доктрин, ценностей и роли. Деноминация – религиозная организация современного типа, отличающаяся терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики (пресвириане и др.).

В зависимости от роли религии в обществе и выполняемых ее функций, изменяющихся в ходе общественного развития, можно говорить о процессах сакрализации и секуляризации. Сакрализация – это широкое вовлечение в сферу религиозного влияния различных социальных групп, институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания. Секуляризацию понимают как процесс  освобождения человека и общества от религиозного влияния, что означает не только отрицание религиозных ценностей, норм и целей, но и утверждение сменяющих их ценностей, целей и норм нерелигиозного характера.

И хотя в определенные моменты истории в отдельных странах и даже регионах наблюдалось известное оживление религии, в целом существует тенденция к замене религиозного мировоззрения научным. Тем не менее религия как социальный институт будет играть на протяжении длительного времени важную роль  в общественной жизни современных государств.

Известно достаточно много классификаций и систематизаций религий. Самая простая квалификация религий сводится к следующим трем группам:

1-я – примитивные верования.

2-я  - национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии).

3-я – мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие большое число последователей во всем мире). Их три - буддизм, христианство и ислам.

Самой ранней религией является буддизм (YI век. до н.э.). По некоторым данным, в настоящее время насчитывается около 700 млн. человек ее последователей. Большинство исследователей считают Будду реальным лицом, жившим в конце YI – первой половине YII века до н.э. Ядро учения буддизма составляют знаменитые четыре истины ( открытые Буддой):

1.     Жизнь есть страдание (духа).

2.     Существует причина страдания. Она кроется в стремлении к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.

3.     Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний, достижения просветленного состояния.

4.     Для прекращения страданий и приближении к великой истине необходимо знать путь, обозначенный восьмью условиями: правильной речью, правильным распознаванием причин, правильной жизнью, правильным трудом, правильными воспоминаниями, правильной концентрацией психических и физических сил, правильным мышлением, правильным действием.

В основе учения Будды лежит система норм поведения человека, т.е. оно имеет ярко выраженный этический характер. Но это – пассивная этика. Не творя зла, человек не стремится к активному противостоянию злу, не вмешивается в жизнь.

Христианство – как новая вера рождалась и утверждалась в гонениях и муках. Как контр культура того времени, она отстаивала себя в борьбе, а ее носители утверждали свою истину стойкостью духа, словом и личным примером. Первые христиане становились мучениками – по образу самого Христа.

Рождение новой религии открыло «новую эру» религиозной жизни людей. Основу христианской нравственности (как и иудейской) составляют библейские десять заповедей (данные Моисею Богом на горе Синай):

1.     Не почитай иных Богов, кроме Яхве.

2.     Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи кумирам.

3.     Не произноси имени Бога всуе (напрасно, без крайней необходимости).

4.     Почитай субботний день и посвящай его Богу, отложи все дела.

5.     Почитай отца и мать свою.

6.     Не убивай.

7.     Не прелюбодействуй.

8.     Не кради.

9.     Не произноси ложного свидетельства на ближнего.

10.                       Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.

Христианство – великая мировая религия. Большинство человечества более 2 тыс. лет живет по летоисчислению «от Рождества Христова»». Однако в ходе своего исторического развития она раскололась на три большие ветви. Последователей христианства в настоящее время, по разным данным, насчитывается около 1,4 млрд. человек; из них около 800 млн.чел. – католиков, около 400 млн. – протестантов и около 200 млн. православных.

Другой великой мировой религией является ислам (от арабского - «покорность»). Она возникла в YII в. н.э. на Аравийском полуострове и считается самой молодой из них. В настоящее время последователей ислама насчитывается около 1 млрд. человек.

Ислам представляет собой сложный мир неповторимой культуры, философии, своеобразного мироощущения, удивительного жизненного уклада и быта. В основе всего лежит вера в Аллаха. Мухаммад (род. В Мекке около 570 г. н.э.) – пророк и посланник Аллаха. Небесный голос в течении долгих лет сообщал ему откровения, а Мухаммад  стихами излагал их людям. Из этих стихов и сложился Коран (чтение вслух) – священная книга новой религии.

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности (предписания). Их пять:

1.     Исповедовать веру в Аллаха.

2.     В течение дня совершать пятикратную молитву (намаз).

3.     Соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц – рамадан. В пост нельзя есть в течение всего  светового дня, запрещены развлечения, нельзя вести боевые действия. Во время поста в мусульманских странах наблюдается спад деловой активности.

4.     Платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души, Обязательная доля налога составляет одну сороковую часть дохода.

5.     Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (Хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня» и т.д. Совершивший это получает зеленую чалму и титул хаджи.

Следует отметить, что каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, однако о сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Например, в исламе  существует точка зрения, согласно которой священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо нападает. В любых случаях запрещено убивать в стане врага женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных, Их можно убивать или превращать в рабов, а пленных, принявших ислам, убивать нельзя.

Как видим, даже рассмотренные нами некоторые мировые религии отличаются в религиозных идеях и интересах, в религиозной мотивации поведения человека, т.е. они по-разному регламентируют его жизнь. Как показывает история – религия явление развивающееся, подверженное переменам, и положение ее в различных обществах, на разных исторических этапах неодинаково. Поэтому, социологический анализ религии должен учитывать место и роль данной религии в конкретном обществе и в реальном историческом контексте.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик