Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Управление в социальной группе

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Реальность общественных отношений всегда дана нам как реальность отношений между социальными группами. Общество воздействует на личность именно через группу. Основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы является социальная деятельность. В наиболее общем плане они делятся: а) по размеру: большие, малые; б) по общественному статусу: формальные и неформальные; г) по значимости: референтные и группы членства.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (от 2 до 25-30 человек: семья, школьный класс, спортивная команда, производственный коллектив), члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Формальная группа - социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какого-то конкретного вида деятельности: рабочая бригада, спортивная команда, студенческая группа и так далее.

У неформальной группы много общего с формальной: у них имеется своя иерархия, задачи и неписанные правила, которые служат для членов организации эталонами, нормами поведения. Специфика заключается в том, что формальная организация создается по заранее продуманному плану, неформальная – как спонтанная реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Причинами вступления людей в неформальные группы являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Неформальные организации, явление естественное и распространенное, несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Так, в некоторых случаях они могут вести себя в противовес достижению формальных целей, но очень часто им присущи коллективизм, преданность общему делу, высокие ценностные ориентации. Руководитель должен все это видеть и использовать в управлении коллективом, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной.

Американский исследователь Скотт дает некоторые советы, как добиться того, чтобы неформальная организация помогла формальной организации в достижении ее целей:

- признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации;

- выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации.

- перед тем как предпринять какие-либо действия, просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;

- чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, необходимо разрешить группе участвовать в принятии решений.

При характеристике процессов, протекающих в малой социальной группе, естественно возникает вопрос о лидерстве и руководстве. Лидерство обычно связывают с неформальной группой, руководство - с управлением формальной организацией. Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неформальный характер, то руководство - это функция и средство регулирования официальных отношений в рамках данной группы.

Искусство руководства - это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, используя и направляя в нужное русло, межличностные связи и отношения. Наибольший эффект групповой деятельности проявляется в том случае, когда лидерство и руководство совпадает.

Референтная группа - социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Она выполняет две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция реализуется в том случае, когда группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах восприятия. Референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

У каждого индивида обычно имеется несколько референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности, например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и так далее. Руководителю необходимо знать о референтной группе подчиненного, ибо это дает возможность варьировать методы влияния в зависимости от ценностных ориентации и установок личности.

Одним из показателей умения руководить является умение оказывать влияние на людей, в основе которого лежит власть, которая может принимать разнообразные формы.

Власть, основанная на принуждении. Эту форму власти часто называют влиянием через страх. Исполнитель знает, что влияющий имеет возможность помешать удовлетворению какой-нибудь насущной потребности, или сделать какие-то другие неприятности. Естественной реакцией человека на определенное насилие над ним, является стремление сознательно обманывать организацию, снижать производительность труда и качество продукции.

Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что взамен за выполнение того, что хочет руководитель, ждет получение вознаграждения в той или иной форме. Одним из недостатков этой формы власти является то, что она будет действенна при условии, что руководитель сможет правильно определить меру вознаграждения и фактически предложить его.

Законная власть (влияние через традиции) - самый распространенный инструмент влияния. В течение тысячелетий культурная традиция Запада и Европы укрепляла власть начальства. Бесперебойное функционирование организаций зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет законной власти, реагируя не на человека, а на должность.

Эталонная власть (власть примера или влияние с помощью харизмы). Харизматическая власть - это власть, построенная на силе личных качеств или способностей. Интересен набор качеств, которыми, по мнению американского менеджмента, должна обладать харизматическая личность:

а) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;

 б) внушительная внешность. Не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

в) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

г) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

д) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им свое восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие;

е) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Экспертная власть (разумная вера). Эта форма влияния возможна тогда, когда руководитель обладает хорошими специальными знаниями, которые позволяют ему разрешать профессиональные проблемы, добиваясь видимых достижений.

По мере возрастания образования и осведомленности ликвидируется интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненным. Становится все труднее основывать власть на принуждении, вознаграждении, харизме или даже компетенции. Наиболее действенной формой влияния все более становится убеждение и участие.

Убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Слабыми сторонами этого метода влияния является медленное воздействие, ибо в процессе убеждения и привлечения людей к участию в принятии решений руководителю необходимо затратить гораздо больше времени и усилий, чем издать приказ, принудить, использовать традиции. Однако эта форма власти обладает самым большим преимуществом - убежденный и принявший решение человек все делает по максимуму, и его работа не нуждается в проверке и контроле. Люди всегда усерднее работают именно на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик