Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Личностные факторы управления

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Субъектами управленческого взаимодействия всегда выступают отдельные люди и группы людей, которые являются носителями психологических характеристик, влияющих на результат управленческой деятельности. Но управлять людьми, не зная людей, невозможно. Любое воздействие на человека, в том числе, управленческое, всегда соотносится с ответом на вопрос - что в человеке является главными, а что второстепенным. Правильное научное понимание человека гарантирует успешность индивидуального подхода к нему. Незнание или игнорирование закономерностей, установленных наукой приводит как минимум к недоразумениям, взаимному непониманию, натянутости отношений, конфликтам.

Большое значение для понимания сути человеческой личности имеет изучение психологической структуры личности, в которой в качестве подсистем выступают: направленность личности; волевая и познавательная (интеллектуальная) сферы; темперамент и характер.

При этом направленность личности является одной из основных и определяющих сущностных характеристик личности, ибо она включает в себя потребности, мотивы деятельности, интересы, идеалы, ценностные ориентации. Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды и характеризуют условия его жизнедеятельности.

Американский психолог Абрахам Маслоу выделяет семь уровней потребностей, и каждый человек может быть охарактеризован тем, на каком уровне развития находятся его потребности.

Физиологические потребности - самый низкий уровень потребностей человека как биологического существа (голод, сон, жажда, холод, либидо, потребность в одежде, жилье). По мере развития общества, обретения им цивилизованных форм, естественные потребности человека социализируются. Это означает, что цивилизованный человек нуждается в определенном типе жилья и одежды, в пище определенного качества, что обусловлено конкретно-историческим развитием общества, национальными традициями, религиозно-нравственными нормами.

Потребности в безопасности могут игнорироваться человеком, испытывающим сильный голод или другую физиологическую потребность. Но обычно она является доминирующей.

Потребность принадлежности к общности, то есть какой-либо группе людей (семье, группе друзей, группе по интересам, профессиональной, политической группе и так далее).

Потребности уважения, через достижение компетентности, успеха, через признание и авторитет. Эти потребности присущи большинству людей и диктуют стратегию работы с людьми - уважать в человеке личность.

Познавательные потребности выражаются в стремлении много знать, понимать, многому научиться. Это довольно высокий уровень потребностей и активизируется не у всех людей.

Эстетические - в стремлении к красоте, порядку, гармонии во всем. Наличие этих потребностей проявляется в точности и аккуратном выполнении работы.

Потребности в самореализации - самый высокий уровень человеческих потребностей. Они выражаются в стремлении реализовать свои способности и возможности, в развитии себя как личности.

Потребности выступают внешним источником активности личности, непосредственно же побуждают человека к деятельности мотивы - отражение в сознании людей их объективных потребностей и интересов. Мотивы обусловливают выработку человеком целей и условий деятельности для их реализации. Поэтому, одним из правил работы с людьми является повышение осознанности мотивов деятельности каждым исполнителем. Для того, чтобы мотивировать деятельность конкретного исполнителя менеджер должен дать ему возможность через труд удовлетворить свои актуальные потребности не только низших, но и высших уровней.

Важной составляющей направленности личности являются ценностные ориентации, которые отражают ее фундаментальные социальные интересы, определяют стратегическую направленность ее деятельности и проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

В структуру направленности личности также входят социальные интересы человека. Социальный интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, в том числе и конкретной личности. Он объективно обусловлен реальными возможностями, социальной средой. Однако реализуется интерес лишь вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с ее положением в обществе. Осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Специфическим социально-психологическим образованием, влияющим на выбор личностью форм поведения, является самооценка своих физических, интеллектуальных и волевых свойств. Личность не делает ни одного шага без преломления решения действовать через свою самооценку, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. При завышенной самооценке о человеке можно сказать, что уровень его притязаний намного выше уровня его достижений. При заниженной - у личности формируется комплекс неполноценности. Наиболее правильный выход - формирование самооценки, адекватной достижениям.

Большое значение в деятельности человека играют такие его психологические характеристики как темперамент и характер. Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Выделяются четыре основные типа темперамента: сангвиник, xoлерик, меланхолик и флегматик.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные мировоззренческие ориентации) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприпятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические его черты.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и так далее); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность).

Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию индивида: жизнерадостностью или тревожностью могут обладать люди, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим взглядам и убеждениям. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик