Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социальный статус и социальная роль

 

Важнейшими элементами механизма взаимодействия индивида и общества выступают социальный статус и социальная роль. Социальный статус личности - это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые предоставлены ему для осуществления деятельности.

Ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Различают предписанные или естественные статусы (национальность, социальное происхождение) и приобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация и тому подобное).

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа занимаемых людьми социальных позиций. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности и так далее. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки - регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления.

Вся совокупность социальных статусов, которыми обладает конкретный человек, существенно влияет на его личный статус, характеризующий положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как он в ней оценивается. Однако в личном статусе находят отражение и сугубо личностные черты конкретного человека, его авторитет, то есть степень признания общностью людей личных и деловых качеств человека.

Социальная роль - нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе, организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя свойственные этим позициям функции, человек тем самым исполняет соответствующие социальные роли: например, главы семьи, работника, депутата. Одни из этих ролей человек свободно выбирает (роль матери, отца), другие же заданы ему независимо от его желания и воли (роли женщины, мужчины, члена этнической группы).

Социальная роль характеризуется комплексов нормативных требований, определенных прав и обязанностей человека, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей самого индивида. Поэтому исполнение человеком определенной социальной роли обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами.

Социальная роль - ожидаемый тип поведения в зависимости от положения человека в обществе, его статуса, выполнения им данной социальной роли. Выполнение той или иной социальной роли оказывает значительное влияние на личностные качества индивида. Но и индивидуальные особенности человека существенно влияют на выбор его социальных ролей и на их реализацию. Чтобы выполнять определенную роль, необходимо:

1) научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Поскольку один и тот же человек исполняет множество социальных ролей, то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В таком случае говорят о ролевых конфликтах, которые чаще всего выступают как борьба мотивов деятельности. Побеждает тот мотив, который весомее в конкретной ситуации. Но свобода выбора личностью первоочередности реализации тех или иных мотивов весьма относительна, потому что человек находится в своеобразных тисках социальных функций, статусов и ролей.

Причиной ролевого конфликта могут выступать и противоположные ролевые ожидания, связанные с разными ролями, исполняемыми индивидом. Например, работающие родители "разрываются" между требованиями, предъявляемыми им на работе, и желанием больше внимания уделять детям. Ролевой конфликт может возникнуть при переходе людей из одной группы в другую, смене работы, места жительства и другом.

Некоторые сложные социальные роли предъявляют исполнителю противоречивые требования, что порождает внутриролевой конфликт. Например, учитель, выполняя свою роль, взаимодействует с учениками, их родителями, другими учителями и так далее. Возможно, что его будут высоко оценивать за профессионализм другие учителя, но дети будут считать его плохим учителем, так как он не оправдывает их ожидания.

Успех в выполнении роли, частота ролевых конфликтов зависят от:

- гибкости ролевого поведения, чувствительности к ситуативным требованиям роли;

- правильности ролевых представлений исполнителя;

-.точности определения индивидом своего места и места других в ролевой структуре;

 - меры согласованности роли с личностью исполнителя.

Процесс социализации личности осуществляется посредством ее интеграции в различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации. В результате человек оказывается вовлеченным одновременно во множество социальных общностей, но степень интегрированности в каждую из них различна.

Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием «социальный тип личности», при этом имеется в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей.

Таким образом, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций.

Выделяются четыре взаимосвязанных уровня интеграции личности. На первом уровне происходит интеграция личности в социально-экономические отношения, которые опосредуются в детстве и юности семьей, а затем трудовой деятельностью. Могут возникнуть противоречия между заложенными в процессе воспитания ценностными ориентациями, направленностью личности и резко изменившейся ситуацией в обществе.

Второй уровень - функциональная интеграция, представляет чрезвычайно сложное и многослойное переплетение социальных связей. Индивид интегрируется в общество путем реализации множества функций на различных уровнях социальной жизни, в семье, коллективе, в кругу друзей и так далее. Наличие возможностей смены социальных функций выступает постоянным стимулом роста и созревания личности.

Третий уровень - нормативная интеграция, состоящая в усвоении человеком социальных норм, правил поведения, привычек и так далее. Вследствие формируются ценностные установки личности и система побуждений к действиям.

Четвертый уровень - межличностная интеграция, которая складывается установлением положительных связей личностей в социальных общностях. Личные отношения регулируют поведение личностей и целых коллективов, опосредуют систему воспитания.

Любая социальная общность стремится к тому, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от значимости выбора ролей, сплоченности общности, форм регламентации поведения ее членов. Социальная общность обуславливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, целой системой качеств, которыми личность должна обладать.

Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности, личность сохраняет автономию и свободу выбора, которая имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, возможных конкретных путей их реализации.

Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, что часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократическое и плюралистическое общество, к которому стремится современная Украина, создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации.

 

Счетчик