Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Структура, виды и функции социальных институтов

В обыденном сознании понятие "институт" чаще всего связывают с учебным или научно-исследовательским учреждением. В социологии понятие "социальный институт" имеет значительно более широкий смысл и связано с процессом институализации. Институциализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой конкретной и особенно важной общественной потребности.

Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом, задачи.

Создавая социальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества и социальных групп.

Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; экономические институты осуществляющие производство и распределение материальных благ и услуг; политические институты осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними.

Основной функцией деятельности любого социального института, является удовлетворение значимых социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Вместе с тем, каждый из них выполняет в отношении своих участников следующие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению этих потребностей.

Функция закрепления и воспроизводства социальных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена, тем самым обеспечивая устойчивость социальной структуры общества.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки стандартов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение, обеспечивая тем самым предсказуемое и стандартизированное взаимодействие, необходимое для совместной деятельности.

Интегративная функция. Эта Функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Интеграция людей сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объемов и частоты контактов.

Транслирующая функция. Общество не может развиваться, не имея возможности передавать социальный опыт. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители; государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности; церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества и так далее.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри его, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Перечисленные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением функции, ради которой он был создан, его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Существуют и скрытые функции, непосредственно не вытекающие из характера потребности, которой подчинено существование института. Очень часто он продолжает успешно существовать, даже если не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Например, существование института королевы или императора в демократических государствах.

Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов и групп общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Поэтому возможна ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего могут возникнуть явления дисфункций.

Внешние явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и так далее. С содержательной стороны (что гораздо более важно) дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института, что ведет к снижению значения его служебной роли, вырождению его отдельных функций.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие следующие признаки:

во-первых, установки и образцы поведения. Например, для института семьи - привязанность, уважение, ответственность, толерантность; для государства -.послушание, лояльность, субординация; для экономики - производительность, экономичность и др.; для образования - любовь к знаниям, успеваемость и другие; для религии - почтительность, лояльность, поклонение

во-вторых, символические культурные признаки. Например, для института семьи - брачный ритуал, обручальные кольца; для института государства - флаг, герб, гимн; для образования - эмблемы, школьные и студенческие песни, форма одежды; для института бизнеса - товарный знак; для института религии - крест, иконы, святыни, звезда Давида или полумесяц и другие.

в-третьих, утилитарные культурные черты. Например, для института семьи - квартира, дом, предметы быта; для государства - общественные здания, бланки, формы и так далее; для образования - классы, аудитории, библиотеки и так далее; для экономики - предприятия, банки, оборудование и так далее; для религии - церкви, реквизит, церковная литература и так далее;

в-четвертых, кодекс устный и письменный. Например, для института семьи - семейные запреты и допущения; для государства - конституция, законы; для образования - правила учащихся; для экономики - контракты, лицензии; для религии - вера, церковные каноны.

в-пятых, идеология, например, для института семьи-. любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, национализм и так далее, для института бизнеса - свободная торговля, право на труд, право частной собственности и так далее; для института образования - равенство при обучении, академическая свобода и так далее; для института религии - православие, протестантизм, баптизм и так далее.

Идеологию можно охарактеризовать как систему, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на них, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Если принятие кодекса поведения формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

 

 

Счетчик