Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социальные взаимодействия и отношения

 Категория "взаимодействия" выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия и изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона его - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Серьезное влияние на разработку категории "социального взаимодействия" оказала концепция русско-американского социолога Питирима Сорокина. В процессе социального взаимодействия он выделяет три основных компонента: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их или обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные носители как проводники, с помощью которых объективируются, социализируются нематериальные значения, ценности и нормы.

Социальное взаимодействие должно обладать характеристиками значимости и влияния. Под социальным взаимодействием понимается любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствии такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социальное явление. Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга.

П. Сорокин убедительно показал, что хотя носители как проводники определенных значений, ценностей или норм зависят от человека, они, будучи созданными, оказывают мощное обратное влияние на его поведение и физическое состояние. Это обратное действие присутствует у любых видов носителей и проявляется в двух формах: а) как общее рикошетное влияние, б) как фетишизация носителей и ее обратное влияние.

Примером первого типа может служить влияние традиций, нарядов и даже фасона одежды. Форма одежды обладает своей собственной властью. Сутана не делает монаха монахом, но уважение, которое оказывается ей, много значит для ее обладателя и воздействует на его сознание и поведение. Офицеры, лишенные символов своего звания — звезд и других знаков отличия, претерпевают изменения в сознании, которые иногда являются необратимыми.

Суть фетишизации заключается в том, что некий объект, функционируя в течение продолжительного времени как носитель определенного значения, нормы или ценности, идентифицируется с ним до такой степени в умах субъектов взаимодействия, что может трансформироваться в фетиш, сам по себе любимый или уважаемый, внушающий страх или ненависть.

Фетишем может стать любой носитель. Например, национальный флаг, который физически является лишь палкой с приделанным к ней куском материи, перестает рассматриваться исключительно как кусок материи и преобразуется в идола. Люди теряют из виду его реальную роль - флаг становится фетишем и, таким образом, глубоко воздействует на поведение и ментальность человека. Сам человек тоже не исключен из общей фетишизации носителей как проводников значений, ценностей, норм. Таким фетишем в недавнем времени были и во многом остаются вожди различных общественно-политических движений и идеологий, "представители" бога на земле - руководители церкви и так далее.

Социология П. Сорокина и, прежде всего, его концепция социального взаимодействия оказали влияние на формирование символического интеракционизма (Дж. Т МИД, Т Блумер, Э Гоффман) и этнометодологии (Г. Гарфинкель) - теорий, объясняющих межличностное взаимодействие.

Сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие рассматривается как процесс в ходе которого участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Например, участники спортивного поединка пытаются разгадать взаимно намерения друг друга.

Важная роль в социальном взаимодействии отводится "управлению впечатлениями" (Э. Гоффман), суть которого в следующем. Индивид часто заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он действует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого они станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.

Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми в той или иной ситуации. Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений (правил), которые служат основой нашего взаимодействия, когда они меняются или нарушаются. К примеру, нарушение общепринятых правил ведения беседы, затрудняет межличностное общение, нарушает систему взаимодействия.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают ему достаточно упорядоченный и предсказуемый характер. Такие упорядоченные, устойчивые и самовозобновляемые социальные взаимодействия между индивидами и социальными группами называют социальными отношениями.

Социальное отношение - это сложное взаимодействие, включающее в себя систему обязанностей и должествований или нормированных функций, которые субъекты должны выполнять по отношению друг к другу. Поэтому социальное отношение определяется еще и как "система нормированных взаимодействий между субъектами на основе определенной платформы (ценности)" (Я. Щепаньский). Среди бесконечного многообразия социальных отношений существуют такие, которые в той или иной степени и форме присутствуют во всех остальных отношениях. Это отношения зависимости и власти.

Социальные отношения зависимости подразделяются на: структурно-функциональные, интенциональные, структурные и латентные.

Структурно-функциональная зависимость возникает из того, что субъекты взаимодействий действуют в рамках общей структуры, то есть из общей их принадлежности к организационным, экономическим, политическим, религиозным и другим системам.

Интенционалъная зависимость возникает из непосредственных действий и намерений одного субъекта в отношении другого, способности навязать ему свою волю и определенный способ поведения.

Структурная зависимость означает зависимость, основанную на различии статусов. Индивиды или группы, имеющие низкий статус, будут зависимы от индивидов или групп, имеющих более высокий статус, если их деятельность связана отношениями иерархии. (например, руководитель - подчиненные, родители - дети).

Латентная зависимость появляется в силу различий в обладании значимыми ценностями, когда официальный статус не имеет решающего значения. Например, руководитель в структуре организации может иметь подчиненного, от которого он зависит в денежном отношении. Статусы руководителя и подчиненного в данном случае отходят на второй план, уступая место скрытым и невидимым отношениям зависимости.

Зависимость - это неотъемлемое свойство властных отношений. Основным способом существования власти представляется ее проявление в различных динамических формах зависимости, независимости и  взаимозависимости между человеком и человеком, личностью и обществом, социальными группами, институтами и организациями. Поэтому социология исследует власть как неотъемлемое атрибутивное свойство социальных отношений. Поскольку отношение социальной зависимости имеют два основных типа генезиса: интенциональный и структурно-функциональный, постольку в социологии существуют два основных подхода к определению сущности властных отношений.

В первом случае власть понимается как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Выделяют три основных варианта такой интерпретации власти: теории «обмена ресурсами», «сопротивления» и «раздела зон влияния».

В теориях "обмена ресурсами" (П. Блау, Д. Хиксон и др.) власть рассматривается как частный вид обмена. На первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения. Индивиды, располагающие ресурсами, могут транспортировать их излишки во власть, в обмен на желаемое поведение.

В теориях "сопротивления" (Дж. Френч, Б. Рейвекс и другие) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти  подавляет сопротивление ее объекта.

Теории "раздела зон влияния" (Д. Ронг и другие) концентрируют внимание на совокупности социальных взаимодействий, изменяемости ролей их участников. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с ее изменением позиции участников меняются.

Во втором случае власть понимается как безличное свойство (атрибут) системы (Т. Парсонс, Д. Истон, М. Крозье, М. Роджерс). Индивид может не знать, что он обладает властью и может не использовать ее в личных целях. Власть не является принадлежностью индивида, а необходимо связана с социальной системой, являясь ее производной.

 

Счетчик