Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социальные изменения и развитие общества

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный и т.д.

Эволюционные процессы трактуются как постепенные медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Революционные – это относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменений социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г.Спенсера. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие однородные конечные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.

Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э.Дюркгейм. Именно он впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием усложнения общества. Э.Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной жизни находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом, высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население, 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция, 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества, 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества. Она описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления, 2)массовое производство товаров на широкий рынок, 3) механизация и автоматизация производства и управления, 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности (индустрии) обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но и во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основных стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную и 3) постиндустриальную. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, на второй – вторичная сфера – промышленность, на третьей стадии – третичная – сфера услуг. Основная задача последней стадии – индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе  главная цель – власть. В индустриальном – деньги. В постиндустриальном – знание, обладание знанием является главным, престижным фактором.

Теория индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными конфликтами, социальными революциями.

Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположниками которой были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять стадий: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции.

 Экономической основой социальной революции является углубляющийся  конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.

Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразование во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К.Маркс называл революции «локомотивами истории».

В современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиальную новую систему, спаянную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

 Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового  знания, овладение им в процессе образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». Основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А Печчеи так сформулировал путь разрешения этой проблемы: «если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего подумать об изменении самого человека.» Печчеи имеет ввиду прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самосовершенствование.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик