Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие общества

Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Оно, как и любое реально существующее явление, обладает рядом признаков, отличающих его от всех других социальных образований.

Первый признак общества – территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Многие общности нашли свою экологическую нишу для удовлетворения своих жизненных потребностей. С появлением государственных границ возникли дополнительные факторы, влияющие на локализацию социальных взаимодействий на определенных территориях. Даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (французское, китайское, российское и др. общества).

Второй признак-универсальность. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности  общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься своей узкопрофессиональной деятельностью, зная что он всегда может удовлетворить свои разнообразные потребности. Т.е. общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение – дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.

Третий признак общества – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнообразных социальных образований, таких как, мораль, право, государство, и т.д. Благодаря саморегуляции, обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размеров.

Четвертый признак общества – интегративность, которая проявляется, с одной стороны, в том , что ему удается подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.

Итак, общество – это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в свои действия единую ткань многообразных социальных взаимодействий.

В любом обществе неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается  в появлении статусно – ролевых стандартов поведения. Роли существуют не сами по себе, они всегда связаны с соответствующим статусом. Каждый человек занимает в социальной системе несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Любое общество можно представить в виде множества статусо-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.

В процессе самовопроизводства общество проходит несколько фаз.

Фаза динамического равновесия – это воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества - системы. Благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, организаций, групп, а также соблюдаются культурные, правовые нормы. Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей всегда многообразнеее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются.

Фаза нарушения равновесия – это появление рассогласований, сбоев в работе общества – системы: увеличение числа случаев, несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование функциональных внутренних связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.

Фаза нового динамического равновесия – это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального.

Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институциональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. В силу этого основной проблемой функционирование общества-системы является подчинение своей логике действий человека.

Для решения этой задачи используются механизмы социализации. Именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей.

Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений. Однако в реальной жизни всегда есть девианты, то есть, люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие масштабы и перерасти в более сложную форму – аномию общества. Аномия общества в свою очередь приводит к утрате обществом способности воспроизводить себя, т.е. к разрушению системы.

Первый фактор, способствующий развитию аномии в обществе, - прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно общепринятым нормам поведения. Предпосылками для возникновения такой ситуации бывают природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособными поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, где главной проблемой становится физическое выживание и, следовательно, подавляются все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.

Второй фактор, способствующий развитию аномии,- делегитимация, т.е., размывание исходных ценностных основ нормативного порядка. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые недавно казались им важными, жизненно необходимыми, является важным признаком делегитимации.

Важной составляющей процесса размывания социетального уровня общества-системы является делегитимация политической власти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регулирования обществом. Отношения власти начинают держаться исключительно на принуждении, насилии, что не может долго продолжаться.

Итак, аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся  в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества-системы.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, на уровне удовлетворения физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения, и чем глубже аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.

 

Счетчик