Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введенным в науку Р.Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. У Р.Мертона есть и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом,  ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин "отношения" использован здесь как динамическая характеристика - в значении "вступить в отношения". Просто "отношение", или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

 Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие "ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на "ты", это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Поскольку последние допускают фамильярность, они свидетельствуют об  очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень  идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) показать отличие его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. - являются личностно незначимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего "я". Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть "я". Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия. К примеру, мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи, потеряв работу, переживает это как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин "сокращение межстатусной дистанции" описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов.

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных. Стало быть, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного "я". Все зависит от степени идентификации с ролью.

Типология социального взаимодействия

Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимодействию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть первый раз), оно отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект), вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

 Итак, наш первый вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

физическое действие, например пощечина, передача книга, запись на бумаге;

вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия "здравствуйте";

жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М.Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем  первую типологию социального взаимодействия (по видам):

- физическое,

- вербальное,

- жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам  вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННАЯ СФЕРА, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а так же как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;

РЕЛИГИОЗНАЯ СФЕРА подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СФЕРА - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая - на статусных системах.

 

Счетчик