Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Взаимосвязь социальной системы и социальной структуры общества

Социальная система - ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа. Вместо того, чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие "социальные системы", выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп. Само общество также может анализироваться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе обладающего своими собственными особенностями. Научно разработанное понятие социальной системы дает в руки социологов мощный аналитический инструмент, посредством которого удалось узнать многие ранее неизвестные стороны общественной жизни, раскрыть основные закономерности и механизмы функционирования общества в целом и различных его подсистем.

Вот почему формулировка концепции социальной системы и связанного с ней концептуального аппарата явилась важной вехой на пути развития научных представлений об обществе, означавшей высокую степень социальной зрелости социологии, свидетельствующую о ее окончательной институционализации как самостоятельной и автономной науки в обществе.

В 50-х годах ХХ в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Г.Парсонс, К.Дэвис, Н.Смелзер, Р.Мертон, М.Леви и др. предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии к анализу широкого круга социальных явлений. Близкие по духу попытки предпринимались и раньше. Это более или менее ясно просматривается в концепциях Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, Г.Спенсера, В.Парето и др. Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия других наук, что было характерно для социологии ХIХ - начала ХХ в., а опиралась на свои собственные представления об общественной жизни, отражавших своеобразие и специфику общественных явлений.

Одной из важных сторон этой новой методологии было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий - "культуры" и "социальной системы".

Анализ социальной системы всегда будет неполным, если не учитывать того факта, что ее главным действующим лицом выступает человек, точнее, личность, выполняющая в рамках данной системы определенную социальную роль. Таким образом, при социологическом анализе социальной системы необходимо учитывать два принципиально важных момента: 1) взаимодействие социальной и культурных систем, благодаря которому формируется нормативная регуляция и обеспечивается координация действий множества индивидов, их действия приобретают определенный смысл и значение; 2) взаимодействие личности с социальной системой, которая должна определенным образом мотивировать, стимулировать людей к предписываемым им типам деятельности. Поэтому многие теоретически важные проблемы социологического анализа социальной системы становятся осознанными и понятными только при учете взаимодействия трех основных уровней: личности, социальной системы и культуры. В концепции Т.Парсонса, отличающейся глубиной и систематичностью теоретической разработки, взаимодействие трех указанных сфер - культуры, общества и личности образуют главный фокус теоретического социологического анализа - проблему институционализации.

Каждая из этих систем рассматривается в качестве подсистемы более широкой системы действия, порождающей личность, социальную и культурную систему, каждая из которых необходимо предполагает существование другой, ибо без личности и культурной системы не может быть социальной системы.

Предмет изучения социологии - социальная система образуется как раз на пересечении этих трех уровней социальной реальности, а личность и система культуры образуют своеобразные границы функционирования социальной системы.

Если дословно следовать смыслу термина институционализация в том его широком значении, в котором он употреблялся в отечественной социологии, то под ним следует понимать процесс формирования различных институтов общества. В современной социологической теории данный термин используется несколько в ином значении, хотя и довольно близко к упомянутому выше. Главная особенность заключается в том, что институционализация рассматривается в качестве ключевой проблемы социологической теории. В работе американского исследователя Дж.Тернера "Структура социологической теории" (М., 1985. С. 27,28) убедительно продемонстрировано, что все ведущие концепции западной социологии, несмотря на явные расхождения в интерпретации социальных явлений, в сущности концентрируются вокруг одной главной проблемы - институционализации, предлагая различные ответы на входящие сюда проблемы.

Институционализация во многом связана с процессом формирования социальной структуры общества. Давайте подробнее остановимся на этом понятии.

Социальная система, как известно, это способ организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое. При этом предполагается, что социальное взаимодействие определенным образом организуется и координируется. Относительно устойчивые, стандартизованные и регулярно воспроизводимые элементы социальной системы общества как раз и образуют ее структуру, тот конкретный механизм, который обеспечивает нормальное функционирование и стабильность. В качестве таковых стабильных и устойчивых элементов социальной структуры выступают социальные позиции (статусы). Если в целом под структурой принято понимать совокупность устойчивых отношений между основными элементами системы, то, следовательно, содержание социальной структуры будет выражаться совокупностью отношений между социальными позициями. Обратим внимание на два момента: первый заключается в том, что структура характеризует статичный момент системы, что касается ее деятельностной динамичной стороны, то она отражается в понятии функции, о котором мы поговорим позже.

Применительно к социальной позиции, ее динамический аспект отражает понятие социальной роли.

Как известно, функционирование и организацию социальной системы невозможно понять без учета взаимосвязи ее с системой культуры, ценностями и нормами, которые не только придают смысл деятельности входящим в систему индивидам, но и определенным образом организуют действия индивидов. Социальная структура, образуя ядро социальной системы, подобно последней, не может адекватно быть исследована вне системы культуры, особенно без учета влияния ее нормативного уровня, ибо, именно социальные нормы координируют и направляют поведение людей. Поэтому в качестве основных "строительных блоков" социальной структуры выступают три взаимонерасторжимых элемента - "норма", "социальная позиция" и "социальная роль".

Эти три основных элемента образуют своеобразные кирпичики, из которых может быть построена структура любой социальной группы и организации. Именно эти элементы и образуют социальную структуру любой социальной организации, будь то семья, производственный коллектив, учебное заведение, правительственная организация, армия и т.п. В зависимости от того, как организуются эти указанные элементы в плане их соподчиненности, иерархии, а главное - конкретного содержания социальных ролей и позиций, отличающихся друг от друга как по форме, так и по содержанию. Наиболее важные из них - это первичные группы (например, семья), формальные организации (учреждения и предприятия), общности, под которыми принято понимать территориальные поселения людей (город и деревня, например), социальные страты и классы, выделяемые по социально-экономическим признакам, национально-этническим образованиям (нации, расы, народности) и наконец, социальные институты - такого рода социальные организации, деятельность которых направлена на решение жизненно важных социальных проблем (экономика, образовательные учреждения, религия, семья). Указанные типы социальных групп в своих взаимосвязях и отношениях образуют социальную структуру общества в самом широком смысле слова. Каждая из этих социальных групп может быть рассмотрена как подсистема социального целого, т.е. общества как макросоциальной системы.

 

Счетчик