Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Развитие социологии в россии до 1917 года

Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории, - писал Лавров, есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной негодности общества понять вопрос и дать на него ответ" (Лавров П.Л. Философия и социология // Избр. произ. М., 1965. Т.1. С.643).

Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять участие в общественной жизни, у историков не было необходимости осмыслить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хотя в летописях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.

Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в истории продукты общественного творчества личности ввиду их блага, и поэтому личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе" (Там же).

Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес является самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают в своих общественных идеалах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опираясь на это теоретическое положение, Лавров обосновывает органическую связь социологии с социализмом. Социализм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет интересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разграничения государств, национальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат современного процесса экономической жизни" (Там же. С.641).

Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Михайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общественные явления оценивать иначе как субъективно... высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу" (Михайловский Н.К. Сочинения. СПб., 1896-1897, С.400). Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир" (Там же, С.405). Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством тому является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.

Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии истории, однако им написано много работ и по социологии. В монографии "Введение в изучение социологии", он утверждал: "Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как, существует общее учение о жизни" (Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С.3). "Ни единая логика общественных наук, ни методология истории, политической экономии, юриспруденции, политики, - писал он там же, - не могут заменить собой методологию социологии, которую следует развивать дальше" (Там же, С.222). Уточняя определение предмета социологии, он писал: "Итак, социологию можно понимать в более широком и в более тесном смысле. В первом это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, т.е. изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле. Последними и должна заниматься социология в более узком значении слова" (Кареев Н.И. Собр. соч.: В 3 т, СПб. Т.2. 1912. С.61).

Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества: "Тезис - это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис - зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез - зависимость среды от индивида и его самообусловленности" (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.СПб.,1883. С.270).

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своего теоретического пути был последователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции (Струве П.Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905.).

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества (Туган-Барановский М.И. Современный социализм в своем историческом развитии. СПб., 1906).

Александр Александрович Богданов (1873-1928) разработал социально-философскую систему, дав ей название тектологии (от tecto - строить, конструировать).

В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что социальная адаптация существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выдерживает в борьбе за существование. Он выделил два вида социальной адаптации - относящуюся к определенной области знаний и идеологическую. Оба вида тем социальнее, чем больше они пронизаны "социальным инстинктом", силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс, по мнению Богданова, - это развитие обеих форм адаптивности (Богданов А.А. Очерки по философии марксизма. СПб., 1908, Философия живого опыта. СПб., 1913).

Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и их идеологий, завершив это исследование "коллективным обществом будущего". В отличие от Маркса Богданов утверждал, что "социальное бытие и социальное сознание - одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу" (Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1906, С.57).

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". Ковалевский писал: "Социология в отличие, например, от истории необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи - раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой" (Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910, С.9). "Только социология, - утверждал он, - может ставить себе целью раскрытие элементов, необходимых для блага общества, т.е. для его порядка и прогресса, и раскрытие всех многообразнейших биосоциальных причин, от которых они зависят, в их взаимодействии" (Там же). В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался той же классификации наук, что и О.Конт, согласно которой психология является не областью биологии, а подразделением социологии. Конкретные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия и другие, обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь эти науки "должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана установить социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ" (Там же, С.30). Однако социология "не должна заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей" (Там же).

Ковалевский не считал, как Конт, что идеи правят миром или обращают его в хаос. Он утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора. "В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массою остальных, ими обусловливается и их обусловливает. Говорить... о главном факторе, увлекающем за собою все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее течение" (Ковалевский М.М. Современные социологии. СПб., 1905, С.8).

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) написал ряд работ по общей социологии. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятие мобильности в горизонтальном и вертикальном планах. Горизонтальный план - это фактическое перемещение в физическом пространстве, эмиграция; вертикальный план - это изменение социального статуса, "движение вверх и вниз по социальной лестнице". В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые "грузоподъемники", посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же "необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле". Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.

Несмотря на то что во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г.

В.Бехтерев включил социологию в программу Психоневрологического института, основанного в 1919 г. в Петрограде. М.М.Ковалевский организовал симпозиумы под названием "Новые идеи в социологии", проводившиеся каждые полгода, на которых обсуждались наиболее значительные достижения в области социологии в России и за рубежом. За период с 1913 по 1915 г. вышло четыре тома ученых записок. Первый том был посвящен проблеме социологии как автономной отрасли знания, второй - соотношениям между психологией и социологией, третий - социальному прогрессу, четвертый - различным взглядам на природу первобытного общества.

В 1916 г. ведущие социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом которого стал А.С.Лаппо-Данилевский, секретарем П.А.Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили работу общества.

 

Счетчик