Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Особенности становления социологии в россии до 1917

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональная по своему характеру, по своим целям и по своим задачам. Социология является феноменом общечеловеческим.

В то же время социология со времен Огюста Конта никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, понимании теории и методологии, предмета и структуры социологической науки. Эти школы и направления базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению объекта исследования и возможностей познания.

Специфика и национальные традиции, и это особенно важно, проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологической науки или на предоставление социологии в целом. Общечеловеческие и национальные особенности социологии в Рос-

сии имеют несколько аспектов.

Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения, трех его этапов - дворянского, разночинского и пролетарского. На каждом из этих этапов русская социологическая, вернее социальная мысль складывалась как из откровенно "идеологизированных", так и "академических" школ (прогрессивного и консервативного направлений).

На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон и др.), английские экономисты (Смит, Рикардо и др.), немецкие романтики (Шеллинг и др.).

Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.

Наиболее крупными представителями взглядов русофилов были Н.Данилевский, А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.

Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н.Данилевский (1822-1885), который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем правого крыла русофилов стал К.П.Победоносцев (1821-1901), который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, которая призвана осуществлять волю Бога на земле, считал он, может русское общество достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума.

В западничестве сложились три направления: теократическое (30-х годов), крупнейшим представителем которого был П.Я.Чаадаев, гуманистическое (40-х годов) во главе с В.Г.Белинским, народническое (60-х годов) путь к которому проложил А.И.Герцен, а наиболее полными выразителями стали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.

Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Блестящие представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.Мечников, Н.Михайловский, Е.Де-Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ. В то же время русская социологическая мысль испытала заметное влияние концепций западных социологов: О.Конта, Г.Спенсера, Л.Уорда, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Ф.Энгельса и т.д.

В-третьих, национальные особенности развития русской социологической мысли - ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями - явились основой для влияния, становления и распространения марксистских социологических идей. Это, конечно, не означает, что социология марксизма явилась как бы продолжением национальных традиций в обществознании. Эти традиции лишь подготовили (речь идет об их прогрессивных сторонах) почву для распространения марксистских социологических идей.

 

Счетчик