Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Оценка и экспертиза принимаемых политических решений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Другими словами, по­литическое решение — это сложное диалектическое переплетение  объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у принимающего решение всегда будет большой соблазн — увели­чить долю субъективного в объеме будущего решения. Надежным препятствием для такого соблазна служит соблюдение ряда требований:

• целесообразность принятия решения. Зачем принимается ре­шение? с какой целью? для чего? — вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости — все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением;

•    своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюде­ния этого требования можно считать знаменитое ленинское выска­зывание: «вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня»;

•    системность в учете факторов, значимых для принятия реше­ния. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, все­сторонность и полнота анализа и оценки всех последствий прини­маемого политического решения — вот современный стиль дея­тельности серьезного политика;

•   соответствие принимаемого решения действующим в общест­ве правовым нормам, законам. Политические решения — в особен­ности радикального характера — принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой систе­мы;

•   подчиненность процесса принятия и реализации решения дей­ствию общих принципов человеческой деятельности — таких, как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтерна­тивность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической куль­туры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизло­женным основным требованиям и поэтому их реализация не нару­шает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учи­тываются не в полной мере, — принимаемые политические реше­ния нередко приводят к серьезным политическим и экономиче­ским кризисам.

Контроль за ходом осуществления решения и «обратная связь» с его результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие контроля и «обратной связи» приводит к тому, что государственное решение либо искажается, либо просто пере­стает выполняться, либо даже приносит обратные исходному его
замыслу результаты.

Сам же смысл контроля за реализацией тех или иных государственных решений заключается в постоянном со­поставлении практических мероприятий, технологических опера­ций с исходной моделью политического решения, планами и про­граммами. Контролю подлежит как выполнение законодательных решений, определяющих различные нормы и процедуры поддержа­ния институционального порядка в обществе (борьба с коррупци­ей, другими формами преступности), так и решения органов ис­полнительной власти, занятых оперативным распределением фи­нансовых и других материальных ресурсов, согласно общим про­порциям, заложенным в государственном бюджете

Принятое решение — это лишь возможность успешного дости­жения цели, поэтому выбор целей является предпосылкой для су­ществования третьего этапа, сущность которого и составляет реа­лизация государством соответствующих решений. Ключевая осо­бенность данного этапа заключается в расширении числа участни­ков управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи. Ведь в государстве, как правило, выполнение решений, во-первых, осуществляется не только и даже не столько теми людьми, которые принимают реше­ние, а во-вторых, эти решения изначально рассчитываются на ши­рокий круг структур и граждан (в том числе и на противников дан­ных решений, которым, тем не менее, предписываются определен­ные обязанности по выполнению тех или иных задач).

Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым решениям, выяв­ление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных от­клонений от решений. Выявляя отклонения и их причины, кон­троль определяет путь корректировки развития объекта, способы воздействия на субъект для преодоления отклонений и препятст­вий на пути оптимального функционирования системы. Контроль, выступая средством обратной связи, дает политическому субъекту необходимую информацию о действительном положении дел, о степени реального выполнения политического решения.

Контроль в принципе должен сопутствовать движению каждого решения; но, учитывая множество решений и динамичность поли­тической деятельности, приходится весьма обстоятельно подходить к его организации.

Помимо общих черт, контроль имеет немало специфических особенностей применительно к разным решениям. В этой связи представляется возможным выделить пять основных аспектов функционирования контроля за выполнением решений:

—способы контроля, включая методы сбора и оценки аналити­ческой информации, связанной с исполнением решений;

—субъекты контрольной деятельности;

—объекты и предметы контроля (т.е. типы решений, подлежа­щих контролю, методы их оценки и т.д.);

—организация контрольной службы;

—условия эффективности контроля.

Обращаясь к рассмотрению первого аспекта, отметим прежде всего множественность способов контроля за выполнением реше­ний. В арсенале средств управленческой деятельности имеется дос­таточное количество приемов, способов контроля. Важно при этом не только умело пользоваться каждым из них, но и находить обос­нованное соотношение между ними с учетом специфики решений, уровня управляющего звена, конкретных обстоятельств и т.д.

К специальным способам контроля относятся отчеты, доклады, со­общения о выполнении решений на совещаниях, заседаниях и т.д.

Общие способы контроля — это в первую очередь изучение поло­жения на местах путем привлечения общественности, создания бригад, проведения массовых рейдов и т.п. К этой группе относят­ся также социологические методы (например, анкетирование, ин­тервьюирование); изучение первичной документации, статистиче­ской отчетности, оперативной информации; проведение собраний и совещаний, встреч с избирателями; использование предложений граждан, выступлений в печати и т.д.

Контролю за реализацией решения нередко существенным об­разом способствует изучение общественного мнения. Оно помогает обнаружить конкретные недостатки и их причины, а также изучить все многообразие обстановки и получить необходимую информа­цию.

Проблема управляющих субъектов, осуществляющих контроль за решениями, также имеет различные аспекты, отражающие hx многообразие и иерархию системы. Эта проблема не сводится и контролю каждого отдельно взятого субъекта только за своими решениями. При всей важности такого контроля следует учитывать выполнение своих решений в пределах соответствующей системы управления. Иерархическая же соподчиненность решений выражается как в возможностях контроля нижестоящего управляющего звена за выполнением решений вышестоящих и директивных орга­нов, так и во внешнем контроле.

Можно выделить несколько разновидностей подхода к выбору и оценке решений как предметов контроля. Во-первых, принимается во внимание время действия решений, и контролю подлежат либо текущий ход выполнения решений, либо итоговые результаты их осуществления.

Во-вторых, оценивают различные варианты вы­бора объектов контролируемых решений. Речь идет как о единичном решении, так и о группе взаимосвязанных решений, объеди­няемых сферой общественной жизни, предметом регулирования, правовым институтом и т.д. Допустимо избирать в качестве объекта контроля либо решение в целом, либо его часть, имеющую в дан­ный момент особенно важное значение.

Умелый выбор объекта контрольной деятельности, т.е. нахож­дение в каждом конкретном случае наиболее оправданной формы проверки выполнения управленческих решений, зависит от соблю­дения ряда условий. Первое из них сводится к тому, чтобы кон­троль был систематическим, постоянным и динамичным. Как сви­детельствует практика, на положении дел и степени реализации ре­шений весьма пагубно отражается такой контроль, который осуще­ствляется эпизодически, только в случаях обнаружения каких-либо недостатков, «авральных» сигналов о неблагополучии.

Другим, не менее важным условием является всеобщность, по­всеместность контроля за решениями, его распространение на все участки государственного, хозяйственного и социального строи­тельства. Какая-либо односторонность, сосредоточение контроль­ной деятельности не на всех участках управленческого процесса, а только на тех, где обнаружены недостатки, отрицательно сказыва­ется на практике.

Контроль нередко связан с корректировкой ранее принятых ре­шений, с исправлением отдельных неточных положений, видоиз­менением целей, решений, либо средств их достижения, круга ис­полнителей, с созданием новых или дополнительных решений. Та­кая корректировка способствует эффективности всего цикла реше­ний, поскольку постоянно накапливается и анализируется инфор­мация о процессе их реализации.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 
Forward. Без залога автомобиль премиум класса в аренду нижний новгород на сутки с водителем.

Счетчик