Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Политическое сознание и поведение россиян и способы их изучения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика — это прежде всего сознательная деятельность участ­вующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики.

Субъекты политики вступают в политические отношения, то есть отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, цен­ностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными усло­виями собственного бытия, субъекты политики осознают содержа­ние своих политических интересов. Так формируется система оце­нок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание по­литического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психоло­гию. Но политическое участие может быть рационально осмыслен­ным и строиться на основе следования системе представлений — политической идеологии.

Сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, т.е. ту совокупность его представлений, которую он использует при осуществлении своих ро­лей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как спроецированное на политику ра­циональное мышление человека. При таком подходе отсутствуют ка­кие-либо специальные требования к выработке человеком своих пози­ций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и про­блема формирования политического сознания.

Аксиологический подход относится к политическому созна­нию как к определенному уровню социального мышления. С этой точ­ки зрения суть его состоит в способности людей вычленять свои груп­повые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностя­ми, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.

Таким образом, политическое созна­ние понимается как тот уровень представлений, на который человек может подняться для оптимизации своего политического участия и вы­полнения необходимых функций в сфере власти.

При этом в рамках та­кого подхода можно выделить и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть) сознание, представляющее собой разновидность моралистского и утопического мышления, которое не дает человеку воз­можности осознавать ограничения политических методов борьбы (а сле­довательно, провоцирует болезненные этнофобии, агрессивность, апа­тию и бунтарство), относить себя к сторонникам различных политиче­ских движений.

Следует учитывать, что политическое сознание не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышле­ние — не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от раз­нообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для учас­тия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти.

В научной и учебной ли­тературе сложились различные подходы к определению форм поли­тического поведения. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие субъектов политического процесса пред­ставляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно опреде­ляется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику.

Втягиванию людей в политику во многом способствуют  изменения в общественной жизни, затрагивающим ин­тересы индивидов и социальных групп. Например, «шоковая тера­пия» в экономике, снижение уровня жизни населения, несправедли­вое распределение и перераспределение доходов, утрата междуна­родного авторитета страны и т.д.

Политическое участие проявляется в различных видах, способах и приемах. Основными его видами являются

1.несво­бодное и неосознанное,

2сознательное и несвободное,

3.сознательное и свободное политическое участие.

1: Несвободное и неосознанное политическое участие основано на спонтанном, эмоционально-волевом импульсе, обычае, привычке, принуждении. Оно характеризуется мо­билизованностью, психологической и нравственно-правовой регла­ментацией политических действий субъектов политического процесса, нередко их зависимостью от воли и предписаний субъектов политики, обладающих различными ресурсами и возможностями.

2: Сознательному и несвободному политическому участию присуще понимание его субъектами необходимости включения в политические отно­шения, подчинение их действий закону, нравственно-моральным нормам и правилам, необходимости поддержания устойчивости политической системы и политической стабильности в обществе.

3: Соз­нательное и свободное политическое участие выражается в осознании его субъектами своих политического интереса и целей, в решитель­ности, целеустремленности и последовательности их действий, в сво­боде и независимости субъектов политического участия от традици­онных авторитетов и предписаний и даже в пренебрежении ими норм права и морали.

Политическое участие осуществляется разнообразными способа­ми и приемами действий его субъектов. Они могут быть индивиду­альными, групповыми и массовыми, организованными и стихийны­ми, легальными и нелегальными, мирными и насильственными.

К наиболее распространенным способам и приемам политического уча­стия относятся голосование на выборах и референдумах, обращения в органы государственной власти и СМИ по вопросам социально-политической жизни, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, участие в работе органов государственной власти, общественно-политических организациях на добровольной основе, бунт, мятеж, терроризм. Эти и другие способы, приемы политического участия как в прошлом, так и в современных условиях, широко используются в политическом процессе.

Как свидетельствует история и со­временность, именно политическое участие нередко является ре­шающим фактором трансформации и распада политических систем, смены политических режимов, социально-политического переустрой­ства общества.

Политическая деятельность представляет собой высшую форму политического поведения, разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере.

Политическая деятельность -это система сознательных, целенаправленных действий субъектов по­литики по созданию необходимых условий и использованию социаль­ных факторов для удовлетворения политических интересов и дости­жения поставленных политических целей. Она направлена на измене­ние и совершенствование политических отношений, на завоевание, удержание и использование политической власти. Главное отличие политической деятельности от политического участия - ее «очищенность» от иррациональности и стихийности.

Политическая деятельность — это по сути профессиональная дея­тельность в сфере политики. В зависимости от ее субъектов, их включенности в политические отношения и степени организованно­сти выделяются персональная, элитарно-корпоративная и институ­циональная политическая деятельность.

Персональная политическая деятельность осуществляется главным образом политическими лиде­рами. Кроме того, ей могут заниматься в той или иной мере отдель­ные граждане, претендующие на активное влияние на процесс выра­ботки, принятия и реализации политических решений, на участие в управлении общественными и государственными делами.

Элитарно-корпоративная политическая деятельность осуществляется политиче­скими элитами и политико-корпоративными группами. Для них дея­тельность в сфере политики - это важная составляющая их образа жизни, способ повседневной жизнедеятельности.

Институциональная политическая деятельность - это деятельность разнообразных поли­тических институтов, организаций и учреждений, аппарата политиче­ских движений. Государство как политический институт осуществляет законотворческую деятельность, которая является приоритетной, оперативное политическое управление и руководство общественны­ми делами, обеспечивает контроль всех видов политической деятель­ности.

Содержание политической деятельности составляют теоретиче­ская и практическая деятельность.

Теоретическая деятельность субъ­ектов политического процесса заключается в разработке политиче­ской идеологии и политических программ, доктринально-концептуальных и политико-правовых программ и документов, в проведении различных исследований, обобщении и систематизации их результа­тов, в разработке методологии и технологии решения конкретных общественно-политических проблем.

Практическая политическая деятельность субъектов политического процесса сводится к приня­тию и организации выполнения политических решений, осуществлению контроля за их выполнением, корректировке и уточнению при­нятых политических решений.

Политическая деятельность осуществляется различными средствами, приемами и способами. В зависимости от места и роли субъектов политического процесса в структуре политико-властных отноше­ний, политической ситуации для достижения своих целей ими ис­пользуются различные организационные структуры (армия, воору­женные отряды, правоохранительные органы, идеологические учреж­дения и т.д.). К приемам и способам политической деятельности от­носятся выдвижение и распространение идей и лозунгов, законотвор­чество, пропаганда, агитация, популизм, дезинформация, насилие, интриги, распределение ресурсов, компромиссы, соглашения и т.д. средства, приемы и способы политической деятельности постоянно варьируются, меняются их соотношение и приоритетность.

Политическая деятельность выполняет в политическом процессе наиболее существенную и важную роль. Она регулирует отношения субъектов политики, обеспечивает разрешение возникающих между ними противоречий, согласование и баланс социальных интересов, создание условий для их удовлетворения.

Избирательный процесс и избирательная кампания. Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные орга­ны, можно обозначить понятием «избирательный процесс».

«Избирательный процесс» — это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и куль­турные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пы­тающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.

Избирательный процесс — это разновидность политического со­бытия, имеющая целью сформировать в политической сфере пред­ставительство групп интересов. Выборы предполагают избрание политически организованной группой своего представителя в орга­ны государственной и муниципальной власти.

Рассматривая избирательную кампанию как разновидность по­литического процесса, следует учесть, что ни один канди­дат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведе­ния.. В демократиче­ском обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, свя­занными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампа­нии становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательной технологией.

Серьезные политики приступают к подготовке избирательной кампании задолго до официального объявления сроков выборов и официального старта предвыборной агитации. Их первый шаг — анализ ситуации в округе. Проводя исследования, организа­торы избирательной кампании получают тот необходимый мини­мум знаний, который позволяет им строить избирательную страте­гию не вслепую, полагаясь исключительно на свою интуицию, а рационально, опираясь на объективные данные, используя техно­логические приемы, адекватные сложившейся ситуации.

Осуществляется так называемое информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании.

Предвыборные исследования имеют прикладной характер, т. к. их направленность определяется целями организаторов избира­тельной кампании и прежде всего необходимостью привлечь на свою сторону максимальное число избирателей. Например, при формировании позитивного имиджа кандидата необходимо знать  мнения, суждения жителей избирательного округа о том, какими качествами должен обладать кандидат, за которого они стали бы голосовать, какие идеи отстаивать;

для составления предвыборной программы надо располагать информацией о насущных заботах избирателей, их ценностных ориентациях, интересах и предпочтени­ях; для проведения агитации важно знать, какие мифы, стереоти­пы, убеждения существуют в массовом сознании.

Каковы же основные направления предвыборных исследова­ний? Первое направление предполагает всесторонний анализ ситуа­ции в округе накануне выборов. К решению этой задачи приступают  (в зависимости от масштаба кампании) за 3—6 месяцев до выборов. Некоторые специалисты увеличивают этот срок до года и более.

За это время собирается всевозможная информация об округе (численность населения, его социальная и этническая структура; ocновные религиозные общины; структура промышленного и сельскохозяйственного производства; крупнейшие предприятия и финансовые учреждения;  образовательные учреждения,  средний  и мелкий бизнес и т.д.), а также о его жителях (интересы, ценност­ные ориентации, запросы, электоральные предпочтения, установки и т.д.).

Собранный массив информации анализируется, и на его ос­нове предлагаются конкретные рекомендации по выработке страте­гии избирательной кампании. Если эта задача решается своевре­менно и профессионально, то эффективность избирательной кампании резко возрастает, т.к. действия ее организаторов начинают строиться с учетом реальных ожиданий конкретных людей.

Второе направление — это обеспечение информационно-аналити­ческой поддержки начавшейся избирательной кампании. Результатив­ность любого управленческого процесса зависит от того, насколько полную и достоверную информацию получает субъект управления о ходе реализации управленческих решений. В данном случае речь идет о создании устойчивой обратной связи между организаторами избирательной кампании, с одной стороны, и избирателями — с другой.

Эффективная обратная связь позволяет субъекту управле­ния корректировать свои действия, вовремя замечать возникающие проблемы, адекватно реагировать на выпады соперников. Эта задача реализуется в виде мониторинговых исследований, позволяю­щих отслеживать колебания общественного мнения и изменение отношения избирателей к кандидату, а также путем наблюдения за действиями конкурентов и других политических акторов, вовлечен­ных в избирательный процесс.

Необходимая организаторам избирательной кампании инфор­мация может быть получена различными способами и методами:

во-первых, путем изучения статистических данных об экономиче­ском развитии округа, о демографическом составе населения, об уровне жизни, об итогах выборов в предшествующие годы и т.д.;

во-вторых, благодаря различным опросам населения (анкетирова­ние, интервью), позволяющим выявить субъективные предпочте­ния людей;

в-третьих, за счет работы с фокус-группами, в которых обсуждаются варианты лозунгов, рекламных роликов, последствия возможных шагов кандидата, тексты его выступлений и, таким об­разом, выясняется непосредственная, в том числе проявляющаяся на бессознательном уровне, реакция людей на те или иные дейст­вия организаторов избирательной кампании;

в-четвертых, путем отслеживания действий конкурентов при помощи наблюдений, а также с применением метода контент-анализа, т.е. количественно­го анализа печатной продукции и выступлений лидеров.

Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании — дело трудоемкое, требующее профессиональных зна­ний и навыков. Любая профанация, дилетантизм в этом деле чре­ваты серьезными просчетами как при выработке стратегии избира­тельной кампании, так и в ходе предвыборной борьбы за голоса из­бирателей.

В любом округе избиратели никогда не представляют собой не­кой аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно выле­пить любую заданную фигуру. Это — реальные люди со своими ин­дивидуальными и групповыми ценностными ориентациями, инте­ресами; они занимают разные позиции в социальном пространстве, имеют собственные убеждения и предпочтения, многие из них со­стоят в разных социальных и политических организациях и груп­пах.

По отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа можно представить в виде пяти основных слоев (групп):

1) активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентации, интересов, высокая идентификация) готовы осознанно и направленно сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это, так сказать, твердый электорат, который при любых условиях проголосует за своего кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступить так же;

2)      пассивно поддерживающие — это люди, которые выказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздержива­ются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большой долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действия могут оказать воздействие любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, фак­торы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.);

3)      занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции, не проявляю­щие определенных симпатий к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах по­литики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересует предвыборная борь­ба; они не могут определиться в том, за кого будут голосовать и во­обще придут ли на выборы;

4)      настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляют люди, симпатизирующие другим политическим партиям и полити­ческим лидерам, или люди со сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и полити­ческих деятелей конструктивно решать проблемы страны или ре­гиона. С уверенностью можно сказать, что они не будут голосовать за данного кандидата или избирательное объединение, потому что уже сделали другой выбор и готовы либо отдать свои голоса друго- < му претенденту, либо они принципиально не будут участвовать в голосовании;

5) настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный
представителями данного слоя политический выбор будет подтал­кивать их к поддержке «своего» кандидата или партии и тем самым
вступать в противостояние и конфронтацию со всеми другими уча­стниками избирательного процесса, противодействовать прохожде­нию их кандидатов.

Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, во­влечь в него третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

Как правило, люди, не определившиеся со своими электоральными предпочтениями, составляют самый многочисленный массив избирателей. Именно за него и разворачивается ожесточенная конкурентная борьба.

В этой борьбе кандидат и его команда должны отдавать себе отчет в том, что перед ними — не одноликая масса, а множество индивидов, различающихся своими интересами, жизненными планами и т.п. Следовательно, реакции каждого из избирателей на программные заявления кандидата, на выдвигаемые лозунги, на рекламные плакаты могут оказаться различными, если не диа­метрально противоположными. Как учесть в реальной практике данные особенности электорального поведения? Как удержать в поле своего влияния людей, принадлежащих к разным социаль­ным группам?

В избирательных технологиях эта задача решается путем сегмен­тирования электората, т.е. разбивки его на группы (сегменты), объ­ективная принадлежность к которым обусловливает появление у людей ряда общих признаков. Например, в качестве таких сегмен­тов могут рассматриваться студенты, учителя, матери военнослужа­щих, ветераны и т.п. Объективная принадлежность к этим группам влияет на интересы людей, их оценки политических событий, на отношение к кандидату и его программе.

В современных избирательных технологиях необходимость уче­та фактора социальной дифференциации населения признается всеми профессионалами.

Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной кампа­нии для узконаправленного воздействия, называются адресными группами. Необходимость сегментирования электората и выделе­ния адресных групп обусловлена не только социальной дифферен­циацией населения.

Выбирая адресные группы, организаторы кам­пании переходят от тактики «недифференцированного политиче­ского маркетинга», когда ко всем примеряются одни и те же мето­ды воздействия, к тактике «снайперской стрельбы». Эта тактика позволяет не тратить значительные средства на массовое производ­ство однотипной рекламной продукции, которая вряд ли будет востребована, а применять приемы, которые могут найти отклик только у представителей специфической группы.

Наиболее   распространенными   критериями   сегментирования электората являются следующие :

демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социопрофессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (город­ские, сельские жители, жители больших или малых городов),

этнические (особенно важны в многонациональных округах),

имущест­венное расслоение (богатые, бедные, средний класс) и др.

Сегментирование электората — не самоцель избирательной кампании, а способ дойти до как можно большего числа людей, предложить им решение именно тех проблем, которые их волнуют, адаптировать политическую рекламную продукцию к особенностям восприятия этих людей, к их пониманию происходящих событий.

Выбор адресных групп в каждой избирательной кампании — необычайно сложное дело. Он должен основываться на знании раз­личных нюансов образа жизни, миропонимания различных социальных групп. И здесь нельзя ошибиться, иначе все потраченные усилия пропадут даром.

Центральное место в избирательной кампании занимает кандидат. Даже если выборы осуществляются по пропорциональной системе и население голосует за партийный список, то все равно клю­чевыми фигурами в предвыборной гонке остаются те, кто возглав­ляет этот список. От того, какие у избирателей сложатся представ­ления, оценки, мнения о кандидате, зависит, в конечном счете, ус­пех или провал избирательной кампании. Вот почему имидж лидера становится главной заботой всей его команды.

Целями аналитической работы, осуществляемой при проведе­нии избирательной кампании, являются:

•   определение рейтинга кандидата и/или партии;

•   сравнение рейтинга кандидата и/или партии с рейтингом кон­курентов;

•   определение черт идеального с точки зрения избирателей кан­дидата;

•   определение основных интересов различных электоральных групп;

•   определение степени участия в выборах различных возрас­тных и социальных групп;

•   выявление ситуации в округе;

•   определение отношения к кандидату элитных групп, партий­ных организаций, общественных объединений;

•  разработка стратегии и тактики избирательной кампании;

•  разработка программы и предвыборной платформы кандидата и/или партии;

•  определение эффективности рекламной кампании кандидата и/или партии.

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик