Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Политическое сознание и поведение россиян и способы их изучения.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика — это прежде всего сознательная деятельность участ­вующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики.

Субъекты политики вступают в политические отношения, то есть отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, цен­ностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными усло­виями собственного бытия, субъекты политики осознают содержа­ние своих политических интересов. Так формируется система оце­нок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание по­литического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психоло­гию. Но политическое участие может быть рационально осмыслен­ным и строиться на основе следования системе представлений — политической идеологии.

Сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, т.е. ту совокупность его представлений, которую он использует при осуществлении своих ро­лей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как спроецированное на политику ра­циональное мышление человека. При таком подходе отсутствуют ка­кие-либо специальные требования к выработке человеком своих пози­ций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и про­блема формирования политического сознания.

Аксиологический подход относится к политическому созна­нию как к определенному уровню социального мышления. С этой точ­ки зрения суть его состоит в способности людей вычленять свои груп­повые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностя­ми, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.

Таким образом, политическое созна­ние понимается как тот уровень представлений, на который человек может подняться для оптимизации своего политического участия и вы­полнения необходимых функций в сфере власти.

При этом в рамках та­кого подхода можно выделить и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть) сознание, представляющее собой разновидность моралистского и утопического мышления, которое не дает человеку воз­можности осознавать ограничения политических методов борьбы (а сле­довательно, провоцирует болезненные этнофобии, агрессивность, апа­тию и бунтарство), относить себя к сторонникам различных политиче­ских движений.

Следует учитывать, что политическое сознание не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышле­ние — не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от раз­нообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для учас­тия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти.

В научной и учебной ли­тературе сложились различные подходы к определению форм поли­тического поведения. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие субъектов политического процесса пред­ставляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно опреде­ляется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику.

Втягиванию людей в политику во многом способствуют  изменения в общественной жизни, затрагивающим ин­тересы индивидов и социальных групп. Например, «шоковая тера­пия» в экономике, снижение уровня жизни населения, несправедли­вое распределение и перераспределение доходов, утрата междуна­родного авторитета страны и т.д.

Политическое участие проявляется в различных видах, способах и приемах. Основными его видами являются

1.несво­бодное и неосознанное,

2сознательное и несвободное,

3.сознательное и свободное политическое участие.

1: Несвободное и неосознанное политическое участие основано на спонтанном, эмоционально-волевом импульсе, обычае, привычке, принуждении. Оно характеризуется мо­билизованностью, психологической и нравственно-правовой регла­ментацией политических действий субъектов политического процесса, нередко их зависимостью от воли и предписаний субъектов политики, обладающих различными ресурсами и возможностями.

2: Сознательному и несвободному политическому участию присуще понимание его субъектами необходимости включения в политические отно­шения, подчинение их действий закону, нравственно-моральным нормам и правилам, необходимости поддержания устойчивости политической системы и политической стабильности в обществе.

3: Соз­нательное и свободное политическое участие выражается в осознании его субъектами своих политического интереса и целей, в решитель­ности, целеустремленности и последовательности их действий, в сво­боде и независимости субъектов политического участия от традици­онных авторитетов и предписаний и даже в пренебрежении ими норм права и морали.

Политическое участие осуществляется разнообразными способа­ми и приемами действий его субъектов. Они могут быть индивиду­альными, групповыми и массовыми, организованными и стихийны­ми, легальными и нелегальными, мирными и насильственными.

К наиболее распространенным способам и приемам политического уча­стия относятся голосование на выборах и референдумах, обращения в органы государственной власти и СМИ по вопросам социально-политической жизни, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, участие в работе органов государственной власти, общественно-политических организациях на добровольной основе, бунт, мятеж, терроризм. Эти и другие способы, приемы политического участия как в прошлом, так и в современных условиях, широко используются в политическом процессе.

Как свидетельствует история и со­временность, именно политическое участие нередко является ре­шающим фактором трансформации и распада политических систем, смены политических режимов, социально-политического переустрой­ства общества.

Политическая деятельность представляет собой высшую форму политического поведения, разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере.

Политическая деятельность -это система сознательных, целенаправленных действий субъектов по­литики по созданию необходимых условий и использованию социаль­ных факторов для удовлетворения политических интересов и дости­жения поставленных политических целей. Она направлена на измене­ние и совершенствование политических отношений, на завоевание, удержание и использование политической власти. Главное отличие политической деятельности от политического участия - ее «очищенность» от иррациональности и стихийности.

Политическая деятельность — это по сути профессиональная дея­тельность в сфере политики. В зависимости от ее субъектов, их включенности в политические отношения и степени организованно­сти выделяются персональная, элитарно-корпоративная и институ­циональная политическая деятельность.

Персональная политическая деятельность осуществляется главным образом политическими лиде­рами. Кроме того, ей могут заниматься в той или иной мере отдель­ные граждане, претендующие на активное влияние на процесс выра­ботки, принятия и реализации политических решений, на участие в управлении общественными и государственными делами.

Элитарно-корпоративная политическая деятельность осуществляется политиче­скими элитами и политико-корпоративными группами. Для них дея­тельность в сфере политики - это важная составляющая их образа жизни, способ повседневной жизнедеятельности.

Институциональная политическая деятельность - это деятельность разнообразных поли­тических институтов, организаций и учреждений, аппарата политиче­ских движений. Государство как политический институт осуществляет законотворческую деятельность, которая является приоритетной, оперативное политическое управление и руководство общественны­ми делами, обеспечивает контроль всех видов политической деятель­ности.

Содержание политической деятельности составляют теоретиче­ская и практическая деятельность.

Теоретическая деятельность субъ­ектов политического процесса заключается в разработке политиче­ской идеологии и политических программ, доктринально-концептуальных и политико-правовых программ и документов, в проведении различных исследований, обобщении и систематизации их результа­тов, в разработке методологии и технологии решения конкретных общественно-политических проблем.

Практическая политическая деятельность субъектов политического процесса сводится к приня­тию и организации выполнения политических решений, осуществлению контроля за их выполнением, корректировке и уточнению при­нятых политических решений.

Политическая деятельность осуществляется различными средствами, приемами и способами. В зависимости от места и роли субъектов политического процесса в структуре политико-властных отноше­ний, политической ситуации для достижения своих целей ими ис­пользуются различные организационные структуры (армия, воору­женные отряды, правоохранительные органы, идеологические учреж­дения и т.д.). К приемам и способам политической деятельности от­носятся выдвижение и распространение идей и лозунгов, законотвор­чество, пропаганда, агитация, популизм, дезинформация, насилие, интриги, распределение ресурсов, компромиссы, соглашения и т.д. средства, приемы и способы политической деятельности постоянно варьируются, меняются их соотношение и приоритетность.

Политическая деятельность выполняет в политическом процессе наиболее существенную и важную роль. Она регулирует отношения субъектов политики, обеспечивает разрешение возникающих между ними противоречий, согласование и баланс социальных интересов, создание условий для их удовлетворения.

Избирательный процесс и избирательная кампания. Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные орга­ны, можно обозначить понятием «избирательный процесс».

«Избирательный процесс» — это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и куль­турные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пы­тающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.

Избирательный процесс — это разновидность политического со­бытия, имеющая целью сформировать в политической сфере пред­ставительство групп интересов. Выборы предполагают избрание политически организованной группой своего представителя в орга­ны государственной и муниципальной власти.

Рассматривая избирательную кампанию как разновидность по­литического процесса, следует учесть, что ни один канди­дат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведе­ния.. В демократиче­ском обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, свя­занными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампа­нии становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательной технологией.

Серьезные политики приступают к подготовке избирательной кампании задолго до официального объявления сроков выборов и официального старта предвыборной агитации. Их первый шаг — анализ ситуации в округе. Проводя исследования, организа­торы избирательной кампании получают тот необходимый мини­мум знаний, который позволяет им строить избирательную страте­гию не вслепую, полагаясь исключительно на свою интуицию, а рационально, опираясь на объективные данные, используя техно­логические приемы, адекватные сложившейся ситуации.

Осуществляется так называемое информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании.

Предвыборные исследования имеют прикладной характер, т. к. их направленность определяется целями организаторов избира­тельной кампании и прежде всего необходимостью привлечь на свою сторону максимальное число избирателей. Например, при формировании позитивного имиджа кандидата необходимо знать  мнения, суждения жителей избирательного округа о том, какими качествами должен обладать кандидат, за которого они стали бы голосовать, какие идеи отстаивать;

для составления предвыборной программы надо располагать информацией о насущных заботах избирателей, их ценностных ориентациях, интересах и предпочтени­ях; для проведения агитации важно знать, какие мифы, стереоти­пы, убеждения существуют в массовом сознании.

Каковы же основные направления предвыборных исследова­ний? Первое направление предполагает всесторонний анализ ситуа­ции в округе накануне выборов. К решению этой задачи приступают  (в зависимости от масштаба кампании) за 3—6 месяцев до выборов. Некоторые специалисты увеличивают этот срок до года и более.

За это время собирается всевозможная информация об округе (численность населения, его социальная и этническая структура; ocновные религиозные общины; структура промышленного и сельскохозяйственного производства; крупнейшие предприятия и финансовые учреждения;  образовательные учреждения,  средний  и мелкий бизнес и т.д.), а также о его жителях (интересы, ценност­ные ориентации, запросы, электоральные предпочтения, установки и т.д.).

Собранный массив информации анализируется, и на его ос­нове предлагаются конкретные рекомендации по выработке страте­гии избирательной кампании. Если эта задача решается своевре­менно и профессионально, то эффективность избирательной кампании резко возрастает, т.к. действия ее организаторов начинают строиться с учетом реальных ожиданий конкретных людей.

Второе направление — это обеспечение информационно-аналити­ческой поддержки начавшейся избирательной кампании. Результатив­ность любого управленческого процесса зависит от того, насколько полную и достоверную информацию получает субъект управления о ходе реализации управленческих решений. В данном случае речь идет о создании устойчивой обратной связи между организаторами избирательной кампании, с одной стороны, и избирателями — с другой.

Эффективная обратная связь позволяет субъекту управле­ния корректировать свои действия, вовремя замечать возникающие проблемы, адекватно реагировать на выпады соперников. Эта задача реализуется в виде мониторинговых исследований, позволяю­щих отслеживать колебания общественного мнения и изменение отношения избирателей к кандидату, а также путем наблюдения за действиями конкурентов и других политических акторов, вовлечен­ных в избирательный процесс.

Необходимая организаторам избирательной кампании инфор­мация может быть получена различными способами и методами:

во-первых, путем изучения статистических данных об экономиче­ском развитии округа, о демографическом составе населения, об уровне жизни, об итогах выборов в предшествующие годы и т.д.;

во-вторых, благодаря различным опросам населения (анкетирова­ние, интервью), позволяющим выявить субъективные предпочте­ния людей;

в-третьих, за счет работы с фокус-группами, в которых обсуждаются варианты лозунгов, рекламных роликов, последствия возможных шагов кандидата, тексты его выступлений и, таким об­разом, выясняется непосредственная, в том числе проявляющаяся на бессознательном уровне, реакция людей на те или иные дейст­вия организаторов избирательной кампании;

в-четвертых, путем отслеживания действий конкурентов при помощи наблюдений, а также с применением метода контент-анализа, т.е. количественно­го анализа печатной продукции и выступлений лидеров.

Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании — дело трудоемкое, требующее профессиональных зна­ний и навыков. Любая профанация, дилетантизм в этом деле чре­ваты серьезными просчетами как при выработке стратегии избира­тельной кампании, так и в ходе предвыборной борьбы за голоса из­бирателей.

В любом округе избиратели никогда не представляют собой не­кой аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно выле­пить любую заданную фигуру. Это — реальные люди со своими ин­дивидуальными и групповыми ценностными ориентациями, инте­ресами; они занимают разные позиции в социальном пространстве, имеют собственные убеждения и предпочтения, многие из них со­стоят в разных социальных и политических организациях и груп­пах.

По отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа можно представить в виде пяти основных слоев (групп):

1) активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентации, интересов, высокая идентификация) готовы осознанно и направленно сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это, так сказать, твердый электорат, который при любых условиях проголосует за своего кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступить так же;

2)      пассивно поддерживающие — это люди, которые выказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздержива­ются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большой долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действия могут оказать воздействие любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, фак­торы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.);

3)      занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции, не проявляю­щие определенных симпатий к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах по­литики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересует предвыборная борь­ба; они не могут определиться в том, за кого будут голосовать и во­обще придут ли на выборы;

4)      настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляют люди, симпатизирующие другим политическим партиям и полити­ческим лидерам, или люди со сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и полити­ческих деятелей конструктивно решать проблемы страны или ре­гиона. С уверенностью можно сказать, что они не будут голосовать за данного кандидата или избирательное объединение, потому что уже сделали другой выбор и готовы либо отдать свои голоса друго- < му претенденту, либо они принципиально не будут участвовать в голосовании;

5) настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный
представителями данного слоя политический выбор будет подтал­кивать их к поддержке «своего» кандидата или партии и тем самым
вступать в противостояние и конфронтацию со всеми другими уча­стниками избирательного процесса, противодействовать прохожде­нию их кандидатов.

Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, во­влечь в него третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

Как правило, люди, не определившиеся со своими электоральными предпочтениями, составляют самый многочисленный массив избирателей. Именно за него и разворачивается ожесточенная конкурентная борьба.

В этой борьбе кандидат и его команда должны отдавать себе отчет в том, что перед ними — не одноликая масса, а множество индивидов, различающихся своими интересами, жизненными планами и т.п. Следовательно, реакции каждого из избирателей на программные заявления кандидата, на выдвигаемые лозунги, на рекламные плакаты могут оказаться различными, если не диа­метрально противоположными. Как учесть в реальной практике данные особенности электорального поведения? Как удержать в поле своего влияния людей, принадлежащих к разным социаль­ным группам?

В избирательных технологиях эта задача решается путем сегмен­тирования электората, т.е. разбивки его на группы (сегменты), объ­ективная принадлежность к которым обусловливает появление у людей ряда общих признаков. Например, в качестве таких сегмен­тов могут рассматриваться студенты, учителя, матери военнослужа­щих, ветераны и т.п. Объективная принадлежность к этим группам влияет на интересы людей, их оценки политических событий, на отношение к кандидату и его программе.

В современных избирательных технологиях необходимость уче­та фактора социальной дифференциации населения признается всеми профессионалами.

Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной кампа­нии для узконаправленного воздействия, называются адресными группами. Необходимость сегментирования электората и выделе­ния адресных групп обусловлена не только социальной дифферен­циацией населения.

Выбирая адресные группы, организаторы кам­пании переходят от тактики «недифференцированного политиче­ского маркетинга», когда ко всем примеряются одни и те же мето­ды воздействия, к тактике «снайперской стрельбы». Эта тактика позволяет не тратить значительные средства на массовое производ­ство однотипной рекламной продукции, которая вряд ли будет востребована, а применять приемы, которые могут найти отклик только у представителей специфической группы.

Наиболее   распространенными   критериями   сегментирования электората являются следующие :

демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социопрофессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (город­ские, сельские жители, жители больших или малых городов),

этнические (особенно важны в многонациональных округах),

имущест­венное расслоение (богатые, бедные, средний класс) и др.

Сегментирование электората — не самоцель избирательной кампании, а способ дойти до как можно большего числа людей, предложить им решение именно тех проблем, которые их волнуют, адаптировать политическую рекламную продукцию к особенностям восприятия этих людей, к их пониманию происходящих событий.

Выбор адресных групп в каждой избирательной кампании — необычайно сложное дело. Он должен основываться на знании раз­личных нюансов образа жизни, миропонимания различных социальных групп. И здесь нельзя ошибиться, иначе все потраченные усилия пропадут даром.

Центральное место в избирательной кампании занимает кандидат. Даже если выборы осуществляются по пропорциональной системе и население голосует за партийный список, то все равно клю­чевыми фигурами в предвыборной гонке остаются те, кто возглав­ляет этот список. От того, какие у избирателей сложатся представ­ления, оценки, мнения о кандидате, зависит, в конечном счете, ус­пех или провал избирательной кампании. Вот почему имидж лидера становится главной заботой всей его команды.

Целями аналитической работы, осуществляемой при проведе­нии избирательной кампании, являются:

•   определение рейтинга кандидата и/или партии;

•   сравнение рейтинга кандидата и/или партии с рейтингом кон­курентов;

•   определение черт идеального с точки зрения избирателей кан­дидата;

•   определение основных интересов различных электоральных групп;

•   определение степени участия в выборах различных возрас­тных и социальных групп;

•   выявление ситуации в округе;

•   определение отношения к кандидату элитных групп, партий­ных организаций, общественных объединений;

•  разработка стратегии и тактики избирательной кампании;

•  разработка программы и предвыборной платформы кандидата и/или партии;

•  определение эффективности рекламной кампании кандидата и/или партии.

 

 

Счетчик