Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Проблемы измерения уровня и качества жизни населения.

В конце XX - начале XXI вв. общество, переходя от качества товаров к качеству человека, качеству образования, вступило в новую цивилизацию, получившую, название «цивилизация качества жизни».

 

Обращение к проблемам качества жизни особенно важно для России, которая переживает период структурной перестройки, трансформацию моделей социальной политики, поиска новых направлений, путей и механизмов социально - экономического развития.

 

Проблемы качества жизни стали объектом исследования различных наук со второй половины XX века. В частности, выделяются следующие направления исследований:

 

• изучение влияния на качество жизни научно-технического
прогресса и экономического роста общества;

 

•                    анализ влияния социокультурных факторов на качество жизни;

 

•                    выявление экологической составляющей качества жизни населения в современном обществе;

 

•                    анализ социально-психологической составляющей качества жизни населения;

 

•                    исследование проблемы взаимообусловленности качества жизни и здоровья человека;

 

•                    анализ проблемы управления качеством жизни;

 

•                    разработка индикаторов и методик оценки качества жизни;

 

•                    формирование концептуальных моделей качества жизни.

 

 Основные теоретические подходы к анализу понятия «качество жизни»

 

 

 

На начальных этапах исследования качественной целостности жизни общества понятие «качество жизни» подменялось такими категориями, как «образ жизни», «стиль жизни», «уровень жизни». Однако эти категории обобщают  лишь те или иные качественные и количественные стороны жизни людей.

 

Действительно, категория «образ жизни» фиксировала формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений, что не всегда способст­вовало реализации целостности общества.

 

Категория «стиль жизни» конкретизировала содержание образа жизни, раскрывала его особенности, выражающиеся в общении и поведении людей. На основе этой категории можно рассматривать типы поведения социальных групп, отдельных индивидов, их манеры, черты, привычки, вкусы, наклонности. Но в этом случае особенное заслоняло собой конкретно-всеобщее[1].

 

Категория «уровень жизни» акцентировала свое внимание на жизнеобеспеченности, фиксируя лишь количественную сто­рону жизни, степень удовлетворения материальных и культур­ных потребностей людей. Уровень жизни - это показатель, ха­рактеризующий уровень благосостояния населения. Он предна­значен для определения степени обеспеченности людей жизнен­ными благами, средствами существования. То есть повышение уровня жизни связано с повышением уровня потребления. Од­нако реальность убедительно показала, что экономический рост и достижение высокого уровня потребления не избавляют об­щество от нищеты, преступности, наркомании, загрязнения ок­ружающей среды и техногенных катастроф, не защищают его от глубоких социальных потрясений. Экономический рост должен рассматриваться не как самоцель, а как средство для осуществ­ления необходимых социальных преобразований, обеспечиваю­щих создание необходимых условий для удовлетворения не толь­ко первичных материальных потребностей населения, но и по­требностей в общении, уважении, творчестве, самовыражении.

 

Таким образом, качество жизни нетождественно таким по­нятиям, как «уровень жизни», «образ жизни», «стиль жизни», поскольку данные категории отражают лишь отдельные аспекты такой многогранной категории как «качество жизни».

 

На сегодняшний день существует много различных подхо­дов к определению сущности понятия качества жизни. Во мно­гом, отсутствие в научной литературе единого мнения по поводу понятия качества жизни, определяющих его факторов, методов и методик оценки связано с рассмотрением данного понятия с различных сторон: экономической, социальной, медицинской, экологической, физиологической и т.д.

 

Однако необходимость разработки механизма управления качеством жизни населения незамедлительно требует объединения усилий науки и практики с обозначенной целью.

 

В научном мире первые упоминания о качестве жизни поя­вились в 50-60-е годы XX века, когда в высокоразвитых странах Запада начался переход к постиндустриальной стадии развития, что обусловило интерес общества к гуманитарному содержанию экономического прогресса (само понятие «качество жизни» было  впервые использовано в 1964 году в работе Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия»)

 

 В литературе выделяются следующие основные научные подходы к исследованию качества жизни: философский, экономический, экологический, психологический, медицинский.

 

В рамках философского подхода качество жизни трактуется как удовлетворенность личностью уровнем реализации духовных, культурных потребностей, своей жизнедеятельностью в условиях социума. Для философского подхода характерна связь качества жизни с духовностью, нравственностью, образованностью, справедливостью и счастьем. 

 

В  рамках экономического подхода качество жизни понимается как отражение материального уровня благосостояния субъекта и как способность человека воспроизводить и увеличивать своей материальный достаток.  Следует отметить, что в рамках данного подхода существуют две точки зрения рассмотрения качества жизни: оптимистическая и пессимистическая (Р, Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Э. Тоффлер, У. Ростоу и др.).

 

Представители первой - утверждают, что переход к обществу нового качества жизни возможен только на основе научно-технического прогресса, что существует связь между уровнем экономического развития и качеством жизни.

 

Представители второй - считают, что экономический рост, ухудшая состояние окружающей среды, оказывает отрицательное воздействие на жизнь человека. Вследствие этого человечество должно либо замедлить, либо остановить экономический рост, сократить  потребление материальных благ.

 

В рамках экологического подхода качество жизни понимается как создание таких условий, при которых не только не нарушается состояние окружающей среды, но и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования будущих поколений (У. Бек, Д.М. Гвишиани, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев и др.). По мнению сторонников экологического подхода. продолжающийся экономический рост, не согласованный с законами природы, приведет к исчерпанию ресурсной базы, разрушению природной среды и гибели человечества. Выход они видят в том, чтобы восстановить нарушенное равновесие между природой и человеком, создать возможности для удовлетворения потребностей людей, улучшить их благосостояние, снизить нагрузки на окружающую среду, сохранить ее для будущих поколений;

 

В рамках психологического подхода качество жизни рассматривается как субъективная удовлетворенность человека своей жизнью, что выражается в его оценке уровня и степени реализации своих потребностей. Представители этого подхода считают, что характеризует состояние качество жизни общества с точки зрения социально-психологического климата. В то же время они не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни, считая, что в исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных условий и их субъективную оценку, т. к. условия жизнедеятельности людей проявляются в их поведении, отражаются в сознании человека, что, в конечном счете, оказывает влияние на их оценку качества своей жизни.

 

В рамках медицинского подхода качество жизни понимается как сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека, воспроизводство     человеческого рода, здорового образа жизни. К основным механизмам, способствующим этому, они относят пропаганду здорового образа жизни; формирование нормативно-правовой базы развития современного здравоохранения; реформирование системы первичной медицинской помощи; широкое создание клинико-диагностических центров; реорганизацию стационарной медицинской помощи; разработку и внедрение в практику различных целевых социально-медицинских программ; развитие материально-технической базы здравоохранения; повышение качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов; расширение самостоятельности учреждений здравоохранения; формирование системы управления качеством медицинской помощи.

 

Выделяются основные этапы разработки проблем качества жизни. Среди них:

 

Первый этап ~ конец 1950 - середина 1960-х гг., так называемый «эмбриональный». Для него характерно рассмотрение личности как трудового ресурса, как средство достижения экономического роста. Основными показателями качества жизни являлись материальные показатели (уровень жизни, семейный бюджет и т.п.)

 

Второй этап  ~  середина 1960 - начало 1970-х гг., так называемый «квантификационный». Для него характерен упор на социальные условия жизнедеятельности личности. К показателям качества жизни добавляются и нематериальные показатели (здоровье, условия труда, образование и т.д.).  

 

Третий этап  ~  начало 1970 - начало 1990-х гг., так называемый «концептуальный»; в центре его внимания - выявление социально-психологических характеристик взаимодействия личности и общества. Среди показателей качества жизни выделяются социальные показатели развития цивилизации.

 

Четвертый этап  ~  с начала 1990-х гг, и по настоящее время. Для этого этапа характерно признание знания, информации и интеллекта как движущей силы развития общества. Среди показателей качества жизни фиксируются, прежде всего, нематериальные показатели.

Наряду с изучением отдельных характеристик качества жизни ряд ученых занимается созданием концептуальных моделей качества жизни.

Так представителями концепции постиндустриализма  (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Т. Сакайя, Э. Тоффлер и др.) разработана  «Знаниевая» модель качества жизни.

 

Особая роль в разработке  моделей качества жизни  принадлежит представителям Римского клуба, за весь период деятельности которого было разработано около 20 моделей (Д. Медоуз, М. Месарсвич, Э. Пестель, Дж, Форрестер и др.).

 

Несмотря на различия между этими моделями, общим для
всех них является понимание качества жизни как совокупности условий
жизнедеятельности,          позволяющих        обеспечить      безопасность, комфортность, удобство, самовыражение личности. В частности, к условиям жизнедеятельности представители Римского клуба относят состояние окружающей среды, экономики, социальной сферы, природные ресурсы, а также численность населения. Улучшение качества жизни члены Римского клуба связывали с отказом от идеологии потребительства, что раскрывалось в концепциях «органического роста» и «нулевого роста»[2].

 

Несомненной заслугой представителей Римского клуба является рассмотрение качества жизни в контексте процессов глобализации. В частности, ими были составлены прогнозы развития общества на основе такого критерия, как «качество жизни». Причем эти прогнозы относились не только к отдельным странам, но и к мировому сообществу. Так, ими были поставлены вопросы о качестве человека, о гуманизации человеческого бытия как новой цели экономического роста, о возможностях перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия». Ими были начаты исследования влияния на качество жизни не только экономических, но и социально-психологических факторов, заложены основы для формирования модели устойчивого     развития     общества,     привлечено     внимание     мировой общественности к осознанию необходимости решения глобальных проблем современности, как одного из условий достижения высокого качества жизни на земле.

 

Исследование проблем качества жизни ведется представителями различных наук (психологами, экономистами, социологами, демографами, медиками и др.) с разных методологических позиций. Поэтому качество жизни рассматривают как характеристику и экономических, и. социальных, и политических, и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе.

 

В связи с этим можно говорить, во-первых, об объективистской модели качества жизни, в основе которой лежат статистические данные, характеризующие существование и развитие всех сфер общества. Во-вторых, субъективистской (психологической) модели, которая основывается на оценке самим индивидом объективных условий существования, что раскрывается через степень удовлетворенности (неудовлетворенности) субъекта условиями жизнедеятельности. Третий тип модели качества жизни, - комбинированную модель, которая совмещала бы и объективистский, и субъективистские подходы[3].

 

Следует различать качество жизни общества и качество жизни отдельного человека.

 

Рассматривая различные определения качества жизни можно выделить в их структуре содержательную и операцио­нальную части. В содержательной части раскрывается сам смысл понятия, а в операциональной - конкретизируется способ количественного измерения качества жизни.

 

В содержательной части во всех определениях говорится о том, что качество жизни - это комплексное понятие, которое объединяет в себе множество различных показателей, направ­ленных на удовлетворение потребностей населения региона, качество жизни ассоциируется со степенью удовлетворения ма­териальных, культурных и духовных потребностей человека.

 

Данное понимание категории качества жизни соответствует общепризнанному определению понятия качества, данного ме­ждународной организацией по стандартизации ИСО[4]. В стандар­те ИСО серии 9004 качество определяется как совокупность ха­рактеристик объекта, относящихся к его способности удовле­творять установленные и предполагаемые потребности. В соот­ветствии с данным определением можно сказать, что качество жизни - эго совокупность определенных характеристик жизни (показателей), направленных на удовлетворение существующих и будущих потребностей населения. Другими словами, чем выше степень удовлетворения существующих потребностей насе­ления региона, тем выше качество жизни в данном регионе.

 

В операциональной части определения качества жизни кон­кретизируются   процедуры   количественной   оценки   степени удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, в настоящее время качество жизни стало рассматриваться как неотъемлемый элемент региональной политики, как основа устойчивого социально-экономического развития региона, не разрушающего своей социально-экономической и природной основы и обеспечивающего не­прерывный прогресс общества.

 

Устойчивое развитие - это такое развитие, которые удов­летворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности[5]. Следовательно, качество жизни как неотъемлемый элемент, как основа устойчивого социально-экономического развития региона должно харак­теризовать степень удовлетворения потребностей трех основ­ных элементов:

 

-         каждого отдельного человека;

 

-         общества, которое состоит из людей - предшествен­ников, современников и потомков данного человека;

 

-         природы, частью которой является данная жизнь, и законы которой неизбежно на эту жизнь распространяются.

 

Проблемы измерения качества жизни, развития человека и общества на рубеже XX-XXI вв. приобретают стратегическое значение, вызывают интерес на международном и региональном уровнях во всех частях мирового и выделяет несколько периодов исследования измерения социальной жизни.

Для первого периода (конец 1940 - начало 1960-х гг.) характерно использование в качестве социальных показателей, таких как  стоимостные показатели, показатели системы социальных счетов и др.

Во второй период (1960-е гг.) создаются комплексные системы социальных индикаторов, разрабатываются индексы удовлетворенности личности, различными сферами жизнедеятельности. Социальные индикаторы получают практическое применение при определении целей, направлений, задач, результатов социальной политики, при оценке, различных социальных программ помощи развивающимся странам в сфере удовлетворения естественных потребностей (пища, жилье, вода).

Для третьего периода (1970 - 1990 - е гг.) характерна постановка задач разработки комплекса социальных показателей и формирования общих требований к системам социальных индикаторов.

 

Для четвертого периода (начало 1990-х гг. - настоящее время) характерно внимание к вопросам организации социально-экономического планирования, повышения благосостояния, улучшения условий и качества жизни. Качество жизни становится интегральным индикатором оценки социальных программ, проектов, определителей условий жизнедеятельности.

 

В настоящее время в отечественной научной литературе наряду с понятиями «показатели», «параметры» все чаще используется понятие «индикаторы» в зарубежной литературе это различие отсутствует, так как в английском языке слова «показатели» и «индикаторы» обозначаются одним общим термином «indicators» и поэтому научная позиция переводчика и редактора публикации трудов зарубежных ученых на русском языке определяет использование либо термина «показатель», либо термина «индикатор».

 

В отечественной литературе существуют различные классификации
социальных индикаторов и показателей: по уровням организации
социальной сферы, по видам потребностей и т.д.

 

Сообразно специфике фиксируемых в социальных
показателях и индикаторах социальных явлений и их характеристике
можно и нужно, прежде всего, классифицировать социальные показатели и
индикаторы по сферам деятельности и, соответственно, по разным сферам
общественной жизни: экономические, политические, юридические,
показатели духовной жизни и т.д.          

 

В международных проектах используется перечень социальных
индикаторов,         разработанный        Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К числу социально значимых сфер отнесены: здоровье (ожидаемая продолжительность жизни, «внутриутробная» смертность, кратковременная неактивность); образование и обучение (образование взрослого населения, показатель грамотности); занятость и качество рабочей силы (показатель безработицы, вынужденная неполная занятость, неблагоприятные условия работы); свободное время и досуг (деятельность на досуге); социальное окружение; индивидуальная безопасность (смертельные травмы, серьезные травмы, опасения за личную жизнь).

 

В  этой системе представлен очень широкий спектр социальных индикаторов. Она ориентирована, скорее, на анализ того, как индивид распоряжается имеющимися у него возможностями, а не на то, как удовлетворяются его потребности,  содержит мало субъективных индикаторов, в основном, это индикаторы объективные.

 

Специалистами ООН была предложена другая система социальных индикаторов, которая используется в настоящее время на национальном и международном уровнях. Эта система содержала 186 индикаторов по 11 социально значимым областям. Среди них: социальная стратификация, мобильность, распределение дохода, потребление и накопление; распределение времени и досуга, социальное обеспечение, образование, здоровье, общественный порядок и безопасность, В настоящее время получают широкое применение национальные системы социальных индикаторов.

 

Отечественные исследователи (А.В, Аваков, С.А. Айвазян, А.Л. Васильев, К.В. Жукова, И.Х. Мстиславский, Г.И. Осадная, А.И. Субетго, А.А. Удодеико и др.) считают, что при проведении оценки качества жизни необходимо, чтобы объективные и субъективные индикаторы отражали с разных сторон различные аспекты качества жизни. Но такой подход не всегда возможен. В частности, он возможен при оценке медицинских, образовательных, культурных аспектов качества жизни, где статистический анализ происходящих явлений и процессов может быть дополнен субъективной оценкой.

 

В 1990-е гг. на основе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) был предложен индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП. С этого периода начинают представляться ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала в странах мира. В числе показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяются ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни. Некоторые ученые дополняют ИРЧП такими показателями, как учет коэффициента младенческой смертности при расчете компоненты, отражающей ожидаемую продолжительность жизни,

Преимущества ИРЧП состоят в возможности проведения сравнительного анализа по странам и регионам. ИРЧП можно использовать для определения масштабов финансирования программ социального развития на национальном и региональном уровнях. Этот метод позволяет ранжировать не только страны, по и регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать их динамику, сопоставлять достижения. ИРЧП предполагает оценку качества жизни в пространственно-временном интервале. Эта методика отличается простотой и доступностью.

 

Но в то же время этому методу присущ и ряд недостатков: Во-первых, ограничен круг  показателей и не учитываются субъективные показатели качества жизни. Во-вторых, социальный аспект представлен лишь уровнем образования; отсутствуют такие срезы, как уровень развития науки, инновационной деятельности; нет показателей социальной напряженности, не учитывается состояние окружающей среды. В-третьих, отсутствует нормативно-правовая база, необходимая для сравнения, и т.д.

 

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена методика оценки качества - жизни, получившая название «жизнеспособность народов». Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной системе и оценивается но следующим критериям: установленная возможность сохранения генофонда, физиологический и интеллектуальный потенциал развития нации, характер и результаты социально-экономического развития, экологическая обстановка. ВОЗ предлагает осуществлять оценку качества жизни по следующим показателям; физическим (сила, энергия, усталость, дискомфорт, сон, отдых); психологическим (положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания); уровню самостоятельности (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения); общественной жизни (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность); состоянию окружающей среды (благополучие, безопасность, доступность и качество медицинского Проблемы измерения уровня и качества жизни населения.обслуживания,   доступность   информации,    возможность    обучения    и повышения квалификации, досуг, экология); духовным (религия, личные убеждения).

 

В 1995 г. на Всемирном саммите по социальному развитию в
Копенгагене была представлена методика измерения качества жизни
населения, названная «Треугольный индекс благосостояния нации». Суть
этого метода заключается в следующем: благосостояние той или иной
страны зависит от развития экономической сферы, социальной среды и
информационной       инфраструктуры.      Важным        представляется сбалансированность этих сторон жизнедеятельности общества. Уровень развития каждой из этих сфер определяется по 21 показателю. Преимуществом данной методики является положение о необходимости сбалансированного развития трех сфер жизнедеятельности общества, а существенным недостатком

- большое количество показателей, а также то, что не учитываются политическая и духовная сферы.

В отечественной литературе лишь в последние годы проблемы оценки и измерения качества жизни стали объектом рассмотрения. Это связано, во-первых, с тем, что качество жизни объявлено стратегической целью развития российского государства; во-вторых, актуальной становится проблема оценки эффективности социальной политики.

В последнее время большой интерес исследователей вызывают проблемы управления качеством жизни. В связи с этим их внимание  обращается на условия и механизмы его реализации.

 

Роль качества жизни в устойчивом развитии региона иПроблемы измерения уровня и качества жизни населения. формирование системного подхода к управлению качеством жизни

 

В настоящее время качество жизни стало рассматриваться как неотъемлемый элемент региональной политики, как основа устойчивого социально-экономического развития региона, не разрушающего своей социально-экономической и природной основы и обеспечивающего не­прерывный прогресс общества.

 

В мировой практике управление качеством жизни - это от­носительно новая тенденция, сложившаяся, с одной стороны, на основе эволюции системы управления качеством, а с другой вытекающая из общей логики развития современной цивилиза­ции[6]. В настоящее время управление качеством жизни стало рассматриваться как неотъемлемый элемент государст­венной и региональной политики.

 

На сегодняшний день выделяют три основ­ных подхода к управлению качеством жизни.[7]

 

Комплексный подход - это подход, направленный на полу­чение результата на основе совокупного использования различ­ных подходов к проблеме (экономического, правового, социаль­но-психологического и др.). Данный подход предполагает при­влечение к управлению качеством жизни специалистов из раз­ных сфер знаний: экономики, социологии, экологии, образова­тельной сферы, медицины, психологии, стандартизации, куль­туры - словом, из всех тех областей науки, которые касаются человека и среды его обитания.

 

Второй подход к управлению качеством жизни - аспектный. Данный подход позволяет исследовать только одну из сто­рон изучаемой проблемы, только одно из свойств, проявляющееся при специальном исследовании какой-либо наукой.

 

Системный подход рассматривает управляемую и управ­ляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязан­ных, объединенных общей целью элементов, выявляющий свой­ства системы, ее внутренние и внешние связи.

 

Среди рассмотренных подходов к управлению качеством жизни в настоящее время наиболее актуальным является сис­темный подход, так как он позволяет стать основой построения моделей устойчивого развития стран и регионов в современном нестабильном мире.

Системный подход рассматривает качество жизни как целостное образование, обладающее особыми свойствами и состоя­щее из определенных элементов и подсистем со специфически­ми функциями, которые взаимосвязаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Данный подход реализует процесс управления качеством жизни посредством разработки - эффективной системы управления качеством жизни. Для того чтобы воплотить системный подход на практике, система управления должна строиться исключительно в соот­ветствии с принципами системного подхода.

 

Таким образом, система управления качеством жизни, по­строенная на основе принципов системного подхода, будет об­ладать свойствами адаптивности и самоорганизации, согласно которым система будет способна быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды посредством перегруппировки эле­ментов,  изменения их свойств и интеграции новых функций, необходимых для отработки ответной реакции на возмущающее воздействие внешней среды. Следовательно, система управле­ния качеством жизни должна обладать соответствующим инст­рументарием для корректировки целей развития и реагирования на критические изменения внешней среды.

 

Таким образом, применение системного подхода к управле­нию качеством жизни предполагает реализацию следующих по­следовательных мероприятий.

 

1. Определение целей системы управления качеством жизни.

Определение субъекта и объекта управления.

Субъектом управления являются руководители государствен­ных органов управления всех уровней совместно с общественными организациями и представителями бизнеса. Объектом управления являются показатели качества жизни населения региона.

 

3. Определение основных направлений взаимодействия ме­жду субъектом и объектом управления в системе управления качеством жизни.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляю­щего воздействия субъекта на объект управления путем приня­тия определенных управленческих решений в области улучше­ния социально-экономического положения, качества жизни на­селения региона, формируемых в виде региональных программ повышения качества жизни; с другой стороны, посредством ме­ханизма обратной связи, благодаря которому субъект управле­ния получает информацию о реализации принятых решений, характере динамики процессов социально-экономического раз­вития, тенденциях изменения качества жизни населения в ис­следуемом регионе.

Механизмом обратной связи в данном случае выступает интегральная оценка качества жизни, предпола­гающая определение частных интегральных индикаторов по ка­ждой синтетической категории качества жизни и расчет на их основе интегрального индекса качества жизни.

4. Распределение обязанностей, ответственности и полномо­чий между основными элементами управляющей подсистемы.

 

На данном этапе необходимо распределить обязанности и полномочия между министерствами и ведомствами всех уров­ней, общественными организациями и представителями бизнеса по  разработке  региональных  программ   повышения   качества жизни и контролю за их реализацией.

 

5. Определение критериев эффективности и результатив­ности системы управления качеством жизни. В качестве крите­рия результативности может использоваться показатель степени достижения запланированных значений показателей качества  жизни. Критерием эффективности может выступать соотноше­ние величины прироста частных индикаторов качества жизни к
величине прироста затрат на реализацию программ повышения
качества жизни.

 

Основное значение системного подхода к управлению каче­ством жизни состоит в том, что управляемый объект рассматри­вается как система, состоящая из совокупности взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов. Следовательно, опреде­ление основных составляющих качества жизни и разработка ме­тодологии количественной оценки качества жизни является од­ной из фундаментальных проблем при формировании системы управления качеством жизни. Очень важно правильно выбрать систему показателей, способную адекватно оценить реальное положение дел, и одновременно обеспечить свою жизнедея­тельность на практике.

 

При формировании априорного набора показателей необхо­димо придерживаться следующих принципов:

 

1. Требование представительности - должны быть пред­ставлены все основные показатели рассматриваемой синтетиче­ской категории.

 

2.   Требование информационной доступности - показатели должны быть доступны для их статистической регистрации и, более того, они должны входить в номенклатуру официальных статистических показателей (или могут быть вычислены по зна­чениям последних).

 

3. Требование информационной достоверности - исполь­зуемые статистические данные и частные критерии должны аде­кватно отражать состояние анализируемого, аспекта качества жизни[8].

 

 

 

Итак, в результате проведенных исследований мы, во-первых, изучили форму и содержание понятия управление качеством жизни и стали рассматривать его как процесс, ориентированный на обеспечение реализации основных потребностей человека, общества и экосистемы с целью дос­тижения гармоничного устойчивого социально - экономического развития региона.

 

Во-вторых, определили, что системный подход к управ­лению качеством жизни, реализуемый посредством разра­ботки эффективной системы управления качеством жизни, в настоящее время является наиболее актуальным, так как позволяет стать основой построения моделей устойчивого со­циально-экономического развития стран и регионов в совре­менном нестабильном мире.

 

В-третьих, выявили основные направления реализации системного подхода к управлению качеством жизни.

 

Таким образом, формирование системного подхода к управлению качеством жизни предполагает:

 

Во - первых, формирование инструментария, позволяю­щего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни населения в российских регионах, отслеживать его динамику, проводить факторный анализ позитивных и негативных сдвигов в этой области. На данном этапе необходимо разра­ботать математические модели взаимосвязи качества жизни и факторов, ее определяющих.

 

Во - вторых, определение субъектов управления, осуще­ствляющих оценку основных показателей качества жизни, разработку, определение и реализацию управляющих воз­действий, направленных на преобразование показателей качества жизни с целью достижения нормативных значений критериев качества жизни.

 

В - третьих, определение основных направлений взаимо­действия субъектов управления качеством жизни, распреде­ление ответственности, задач и полномочий каждого эле­мента управления. На данном этапе необходимо сформиро­вать механизм управленческого взаимодействия органов территориального управления с предприятиями, организа­циями, предпринимателями, который должен направлять свои усилия на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории региона, каждой се­мьи, отдельного человека на основе эффективного использо­вания экономического потенциала.

 

В - четвертых, формирование разнообразных форм и ме­тодов государственного регулирования основных показате­лей качества жизни. В числе методов и форм государствен­ного воздействия наиболее значимое место занимают про­гнозирование и программирование.

При разработке обще­российских прогнозов выделяется региональный аспект, что позволяет субъектам Федерации иметь необходимые ориен­тиры, определять основные тенденции, количественные па­раметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, корректировать про­гнозируемую динамику общероссийского и регионального рынков. Кроме того, при разработке краткосрочных и долго­срочных прогнозов должны отражаться вопросы совершен­ствования не только региональной экономической политики, но и региональной социальной политики, политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в об­ласти международных и внешнеэкономических связей субъ­ектов Российской Федерации, повышения качества жизни населения.[9]

В - пятых, разработку критериев оценки эффективности и результативности деятельности субъектов системы управле­ния качеством жизни, позволяющих оценить эффективность инвестиций в формирование качества жизни с целью разра­ботки необходимых на данном этапе развития программ по­вышения качества жизни населения.

В ежегодном докладе ООН о развитии человеческого потенциала в Россий­ской Федерации за 2005 год приводятся данные об индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) в российских регионах. Россия по ИРЧП занимает 65-е место (0,797 - средний уровень развития человеческого потенциала) среди стран мирового со­общества. Уровню развитых стран (ИРЧП более 0,8) соответст­вуют только четыре показателя - города Москва, Тюменской области, города Санкт-Петербург и Республики Татарстан. Тверской области по уровню развития человеческого потенциала среди 79 регионов Российской Федерации 2005 году за­нимала 29-е место (0,761), в 2000 году - 45-е место (0,736).

 

 

Счетчик