Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Динамика формирования и развития российского среднего класса.

Основную часть современного развитого об­щества составляет так называемый средний класс, или средний  слой, который выделяется по целому ряду признаков. В настоящее время в этот класс включают традиционные слои частным собственников, т. е. представителей мелкого и среднего бизнеса, большую часть крестьян и фермеров, а также новые средние слои, которые составляют интеллектуалы, инженерно-технические работники, административный персонал, служащие, высококвалифицированные рабочие, работники сферы обслу­живания.

Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню  доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, спо­собностью к высококвалифицированному труду. Вместе с тем важной характеристикой среднего класса выступает система норм социального поведения и самочувствия: готовность к инновациям в сфере профессионального труда, уравновешенные социальные ориентации, готовность к социальному диалогу, способность к самоорганизации, чувство социальной идентич­ности. Удельный вес средних слоев в развитых странах состав­ляет ныне 60—70% населения, а нижние и верхние слои (бед­ные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.

Средний класс — это не только значительная часть совре­менного общества, но и весьма сложная, неоднородная по структуре сеть социальных образований. Составные части его структуры различаются по источникам формирования, соци­альному статусу и многим другим характеристикам. Границы структуры жестко не фиксированы: между ее различными группами происходит интенсивная диффузия («растекание»). Наиболее заметная тенденция последних десятилетий — сокращение традиционных слоев (собственников) и устойчивый рост новых средних слоев (работников по найму). Средний класс придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации. Вместе с тем появляются данные, что на рубеже XX—XXI вв. средний класс развитого общества начинает утрачивать некоторые свои преиму­щества: снижается уровень его обеспеченности, он размывается, его численность становится меньше.

За годы реформ в России, особенно в последние 7-8 лет сложился массовый средний класс, близкий по своим сущ­ностным чертам к населению в целом, но представляющий ту его часть, в которой сильные достижительные установки способству­ют мобилизации всех ресурсов для постоянного профессионального саморазвития, ведущего в итоге к жизненному успеху[4].

В социологической интерпретации современный российский средний класс — это люди, которые сумели успешно адаптироваться к новой со­циальной реальности, справедливо гордятся этим и в массе своей, в от­личие от слоев ниже среднего, чувствуют себя хозяевами собственной судьбы.

Каковы же основные критерии выделения среднего класса с уче­том международных показателей?

Во-первых, это характеристики социально-профессионального статуса (критерий нефизического харак­тера труда);

во-вторых, образование (наличие как минимум среднего специального образования);

в-третьих, уровень благосостояния (пока­затели среднемесячных душевых доходов не ниже их медианных зна­чений для данного типа поселения или количество имеющихся товаров длительного пользования не ниже медианного значения по населению в целом);

в-четвертых, показатель самоидентификации( интегральная самооценка своего положения в обществе по десятибалльной шкале от 5 баллов и выше).

В 2002 г. численность среднего составила 14%, в 2006 — 22%, что соответствовало тенденциям экономического развития и стабилизации социальной обстановки в стране. В 2008 г. его численность в целом составляла 33%. За последние годы средний класс резко увеличился за счет своей периферии. Однако, несмотря на многочисленность перифе­рии среднего класса, ресурс его дальнейшего расширения практически ограничен и его численность может быть доведена без структурной пе­рестройки экономики максимум до половины экономически активного населения страны.

При этом стандарт жизни российского среднего класса достаточно скромен, что заставляет сомневаться в его способности самостоятельно решить сразу все социальные проблемы (приобретение жилья, обеспе­чение возросших расходов на ЖКХ, обеспечение платных медицинских и образовательных услуг и т.д.).

Как показали многоразовые социологические замеры, российский средний класс не монолитен. На существующую в нем дифферен­циацию накладываются значительные различия между мегаполисами и провинциями страны, в условиях которых, например, та же Москва и по уровню жизни, и по структуре занятости, и по ментальности ближе к западным столицам. Отчетливо выражены поколенческие различия, связанные с тем, что существенное изменение алгоритмов выживания и успеха, произошедшее в 90-е годы, провело рубеж между старшими поколениями («старыми русскими») и молодежью, которая в целом до­статочно успешно освоила «новые правила игры». Во всяком случае, в группах среднего класса до 30 лет, работающих в частном секторе и живущих в мегаполисах, число адаптированных и, соответственно, не проигравших от реформ значительно больше, чем в остальных средних слоях населения.

Результаты исследований позволяют констатировать, что средний класс все больше втягивает в свой круг людей различных слоев, профес­сиональных статусов, сближая на практике новый средний класс, фор­мирующийся на базе частного сектора, представителей бюджетной сфе­ры и средних слоев, которые сложились в советский период. При этом по своим основным образовательно-профессиональным характеристикам он становится все более сходной с населением в целом группой. Зна­чимыми остаются только возрастные «фильтры» попадания в средний класс, способствующие уменьшению представительства в нем старших возрастов. Ослабевают региональные и становятся весьма условными образовательные «фильтры».

Таким образом, в социально-профессиональном составе среднего класса за последние годы произошли важные изменения. Одни из них связаны с общим ростом российской экономики и соответствующим расширением границ среднего класса, другие — с изменением ситуации на рынке труда, позволяющей работникам госсектора относительно бы­стрее улучшать свое положение, третьи — с ростом значимости профес­сиональных навыков и умений независимо от занимаемой должности. В целом вектор этих изменений имеет положительную направленность.

Анализ проблем формирования сред­него класса является важной составной частью составления социокультурного портрета. В социальном пространстве региона его можно выделить как груп­пу профессионально подготовленного и относительно материально обеспе­ченного населения, которая наряду с элитной и предэлитной частью обще­ства становится актором социального и экономического развития России. При этом важной характеристикой среднего класса, которая рассматривается нами как критерий его выделения наряду с другими признаками, является его самоидентификация со средним по­ложением в общественной иерархии. Эта характеристика самосознания делает средний класс в перспективе массовым социальным слоем. Средний класс России формируется как активный участник модернизации российского общества на пути к ры­ночной, инновационной экономике и демократии, а социальные качества среднего класса соответствуют этой общественной роли,.

Проведенные исследования на эмпирической базе всероссийского мониторинга ЦИСИ ИФ РАН показали, что средний класс не просто идеологическая мифилогема, как, например, миф о том, что всех можно сделать богатыми и равными, но это — реальная социальная группа, которая не без противоречий формиру­ется в обществе, идущем по пути модер­низации. В таком обществе повышается спрос на профессионально подготов­ленных работников, обладающих вос­требованными трудовыми навыками, развитой трудовой мотивацией и по­лучающих от государства или частного бизнеса адекватное материальное воз­награждение. Модернизация, рыночная экономика и демократия — три условия, дающие возможность реализовать свой потенциал активным, мотивированным на материальный успех работникам, имеющим для его достижения востре­бованные в обществе профессиональ­ные навыки. При этом формируются общие ментальные характеристики среднего класса, отличающие его от других социальных групп.

 

Счетчик