Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экономическое сознание и поведение россиян и способы их изучения.

Совместная хозяйственная деятельность людей предполагает как производство материальных и нематериальных (духовных) продук­тов, так и их распределение, обмен и потребление. Эта совместная деятельность людей детерминирована общественным характером про­изводства, который возможен только тогда, когда они (люди) всту­пают в производственные отношения друг с другом.

Следовательно, экономика есть, в первую очередь, совокуп­ность экономических отношений между людьми в сфере производ­ства, распределения, обмена и потребления продуктов труда.

Термин «экономика» обозначает науку, которая изучает как ха­рактер и содержание экономических отношений между людьми в производственном процессе, так и условия, факторы, технологии и другие аспекты самого производственного процесса.

С момента возникновения экономической науки и по настоя­щее время для многих ее представителей была очевидна ограничен­ность экономического редукционизма (от лат. reductio — возвраще­ние), сводящего все объяснения экономического поведения людей и общностей к объяснению на экономическом уровне. Можно утверж­дать, что история становления и развития экономической науки — это история постепенного расширения социального фона, на кото­ром рассматривается развитие экономики

 По мере роста осознания недостаточности их подхода к объяснению экономических процес­сов, экономисты расширяли представления о круге факторов, огра­ничивающих свободную конкуренцию, участвующих в регулироЭкономическое сознание и поведение россиян и способы их изучения.вании экономического развития. Среди этих факторов большее место получили прежде всего социальные, религиозные, психоло­гические, нравственные, политические и правовые. Как отмечал А. Маршалл (1842—1924), большая армия экономистов на протя­жении XIX и XX веков упорно доискивается корней тех побуди­тельных мотивов, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Существует ряд социологических проблем, как бы прони­зывающих многие экономические концепции. Это характер мо­тивации экономического поведения, соотношение в нем свободы и регламентированости, роль различных ограничителей свобод­ного предпринимательства, отношения «экономического челове­ка» и государства, проблема «корпоративного духа», бизнеса, роль социальных институтов (политики, собственности, семьи, права, государства и т. д.) в экономической жизни и т. д. и т. п.

. На стыке эконо­мики, социологии и психологии возникло новое научное направле­ние экономическая социогия.

В самом общем виде социологию экономической жизни определяют как науку о взаимосвязях экономической и неэко­номической сфер общественной жизни.

С начала 60-х гг. в отечественной социологии наблюдается всплеск интереса к социальным аспектам развития экономики. В научный оборот вошли такие категории, как «социальный меха­низм развития экономики», «механизм социального управления», «механизм демографического развития», «социально-экономический механизм стимулирования труда», «механизм формирования ми­грационных ориентации», «механизм социально-экономического развития региона» и т. д.. Изучение таких механизмов — одно из наиболее актуальных и значимых направлений социальных исследований.

Что такое «социальный   механизм»?

Социальный механизм развития экономики базируется на идее о том, что процесс и результат экономической деятельности являются следствием не прямого действия органов управления, а опосредуется деятельностью социальных групп. Эта деятель­ность, в свою очередь, детерминирована следующими четырьмя факторами, а именно: 1) мотивационной структурой индивидов и групп; 2) их статусом и положением; 3) культурой; 4) характером и содержанием управления.

Анализ действия социального механизма развития экономи­ки предполагает изучение экономического сознания, поведения, культуры и психологии субъектов социально-экономического взаимодействия.

Экономическое сознание в традиционном толковании вы­ступает как способ отражения экономических отношений; оно представляет собой сплав экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей и отдельных индивидов, непосредствен­но отражающих экономическую действительность и выражаю­щих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени. Эконо­мическое сознание, как вид общественного сознания, включено в структуру общественных отношений, в хозяйственный меха­низм (связано с формами обмена, распределения и потребления). Оно непосредственно связано с общественными потребностями и интересами групп, слоев и индивидов.

В экономическом созна­нии можно выделить как экономическую науку, экономическую идеологию и экономическую психологию, так и теоретическое и эмпирическое экономическое сознание, называемое экономиче­ским мышлением. Последнее включает в себя взгляды и пред­ставления, порожденные практическим опытом людей, их учас­тием в экономической деятельности, теми связями и отношения­ми, в которые они вступают в повседневной жизни.

Экономическое мышление есть форма проявления эконо­мического сознания в конкретной социальной ситуации. Оно вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Одно­временно оно фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. Первичная характеристика эко­номического образа мышления — это калькуляция выгод и за­трат, на которой основывается экономическое поведение инди­видов. Индивиды преследуют свои личные цели и интересы, приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая при этом «правила игры». Эти «правила игры» определяют, какой выбор совершат индивиды, преследуя свои интересы.

Экономические интересы являются основной категорией для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубо­ких стимулов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побужде­ниями-мотивами, помыслами, побуждениями и т. п. Именно эко­номические интересы способствуют согласованности во взаимо­действии различных социальных групп и слоев в ходе постоян­ного приспособления к социально-экономическим изменениям. Поскольку экономические отношения между субъектами хозяй­ственной деятельности проявляются, как правило, в виде их экономических интересов, постольку целесообразно сделать сле­дующие три обобщающих вывода о сущности интересов:

■   что экономические интересы всегда имеют своих носите­лей (субъектов), вступающих в определенные отношения между собой;

■   что экономические интересы по своей природе объективны, являясь отражением места и роли субъектов в системе об­щественного разделения труда;

■   что экономические отношения, проявляясь в экономиче­ских интересах, приобретают характер движущихся сил общественного бытия, побудительных мотивов хозяйствен­ной деятельности людей.

Что касается экономической культуры, то она может быть определена как способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления, регулирующий участие индивидов и целых социальных общностей в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Установлено, что чем совершеннее способ этого взаи­модействия, тем эффективнее экономическая деятельность, чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень эконо­мической культуры. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления выступает естественным регулятором экономического поведения. Экономическая культура как регулятивный процесс экономического поведения харак­теризуется тем, что она, во-первых, включает в себя только те цен­ности, потребности, предпочтения, социальные нормы, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее влияние. Во-вторых, ее специфика определяется теми каналами, через ко­торые она регулирует взаимосвязь и взаимодействие экономи­ческого сознания и экономического мышления. И, наконец, как регулятор связи экономического сознания и мышления она ори­ентирована на управление экономическим поведением людей.

Определение экономической культуры как способа взаимосвя­зи экономического сознания (наукой, стратегией действия) с эко­номическим мышлением (тактикой, методами достижения цели) означает, в первую очередь, анализ, преобразование и перевод стра­тегических решений в тактические действия. Одновременно с психологическими особенностями индивида она участвует в фор­мировании его психологической готовности к определенному типу экономического поведения и побуждает субъекта к дея­тельности, в ходе которой он либо достигает поставленную цель, либо нет. Через экономические формы деятельности субъектов реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания, психологические установки с реальной хозяйственной практикой.

 Социальные механизмы развития экономики

Сегодня общепринятым стало выделение двух прямо проти­воположных типов экономического поведения:

1) рыночный тип поведения, ориентированный на жизненную стратегию «макси­мум дохода ценою максимума труда» и

2) патерналистский тип поведения, характеризующийся жизненной стратегией «гаранти­рованный доход при минимуме труда».

Экономическое поведение первого типа требует от индивида максимальных усилий, высоко­го интеллектуального, физического и психологического напряже­ния, такое поведение сопряжено с высокой активностью, опреде­ленной степенью риска, осознанием того, что рынок предоставля­ет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям и т. д.

Для второго типа поведения характерно либо абсолютное неприятие рынка, либо настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень соци­альной и психологической напряженности личности, находя­щейся под сильным влиянием выработанных прежними усло­виями социальных стереотипов. В большинстве своем носители второго типа поведения ориентированы на заботу, поддержку государства, предприятия, на получение гарантированного до­хода при минимуме труда.

Перечисленные два типа экономического поведения людей не исчерпывают собой реальную гамму экономического поведе­ния населения. Они являются всего лишь полюсами экономи­ческих стратегий поведения, между которыми располагаются все остальные. Еще К. Маркс и М. Вебер обозначили основные модели адаптации личности к социально-экономическим усло­виям. В частности, М. Вебер выделил рыночный, традицион­ный, промежуточный и эмоциональный типы.

Изучение эконо­мического сознания и экономического поведения в Российской Федерации показывает, что среди населения преобладают люди с традиционным и переходным типом поведения. Далее следует аффективный. На последнем месте находится рыночный тип.

Следует напом­нить, что идея (рынка) становится движущей силой обществен­ного прогресса лишь в том случае, если она овладела душой и сознанием масс. Жизнь же свидетельствует о том, что она овла­дела лишь незначительной долей населения, результатом чего является движение вспять, бег на месте, хождение по кругу.

 

 

Счетчик