Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Программа социологического исследования

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности ее обоснования и разработки в целом, а также отдельных положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Программа социологического исследования — документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.

Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2.  Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания.

3.      Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация).

4.      Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.

5.      Формулировка рабочих гипотез.

ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.       Принципиальный (стратегический) план исследования.

2.       Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3.       Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации.

4.       Содержательный анализ результатов исследования.

5.       Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

•        ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);

•        ответственный за программу и инструментарий;

•        ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);

•        ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

•        ответственный за связь с коллегами;

•        ответственный за аналитическую работу.

2.  Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3.      Координация проведения всех этапов: взаимоувязка со­предельных структур, проблем и т. п.

4.  Сдача материалов заказчику.

5.      Участие в реализации социальных технологий.

 

 

Прежде чем раскрывать содержание методологического раз­дела программы социологического исследования, вспомним, что собой представляют методология, метод и методика

Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой: 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представ­ляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает в форме проблемной си­туации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и пред­метную.

Гносеологический аспект проблемной ситуации — это проти­воречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значе­ния которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой (например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения по поводу этого закона на положительное).

Предметная сторона проблемы социологического исследова­ния — социальное противоречие, требующее организации целе­направленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направлен­ных на ее разрешение.

Оба аспекта проблемы тесно между собой взаимосвязаны.

Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или пред­приятия, другие затрагивают интересы регионов, больших соци­альных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие все общество, т. е. ста­новятся социетальными. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована четко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию свя­занных с ней других проблем.

По своей сущности проблема — это всегда противоречие меж­ду знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздейст­вовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социаль­ное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д.

Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1)       установить реальное наличие данной проблемы: а) сущест­вует ли показатель, количественно или качественно характеризу­ющий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя; в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю;

2)   выявить такие существенные элементы проблемы, иссле­дование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, заказчику необходимо разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Для социолога эта проблема может трансформироваться в задачу выявления тех социальных групп и личностей, которые играют ключевую роль в механизме управ­ления подразделением, определении меры совпадения интересов этих групп и личностей с интересами предприятия, поиска путей сближения этих интересов, форм участия указанных субъектов в разрешении данной проблемы и т.д.;

3)   вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассмат­риваться как информационная база для изучения оставшихся  сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4)     выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследо­вательского поиска;

5)  проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить литературу по дан­ному вопросу, провести беседы с  экспертами.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1)     сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эф­фективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, какие факторы заставляют заказ­чика рассматривать данную ситуацию как проблемную, наг чем основываются его оценки. Социологу следует определить: поче­му заказчик полагает, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2)     объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема. Предстоит также определить, насколько широко она распространена в организа­ции, какие еще подразделения она затронула;

3)     степень проявленности проблемы. Это означает установ­ление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома большинству) или закрыта (т. е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении;

4)  абсолютная и относительная величина проблемы. Как вы­глядит проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относи­тельном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить орга­низация от ее решения?

5) временные рамки. Установление того момента времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослаб­ляется? В результате предварительного анализа проблемная си­туация получает свое выражение в виде четкой формулировки. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Формулировка проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования.

Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При ее формулиров­ке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цель исследования ориентирует исследователя на его конеч­ный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющи­мися средствами. Цель имеет ценностно-рациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам. Целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным (личность), так и коллективным (группа, ор­ганизация и т. д.) субъектам. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.

Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по измене­нию этой ситуации.

Задачи исследования представляют собой изложение после­довательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. За­дачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме. В число задач обязательно должны войти следующие:

•       теоретическая, в рамках которой обосновывается исследова­тельский подход, принципы и критерии выбора инструмен­тального аппарата;

•       аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области;

•       методическая, в которой должны быть обоснованы все тре­бования к конкретному методическому аппарату;

•       конструктивная, в которой должны быть раскрыты возмож­ности практического использования полученных содержа­тельных материалов.

Далее следует определение объекта и предмета исследова­ния.

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает про­блемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независи­мо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой про­является интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Предмет исследования — это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возмож­ностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации.)

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик