Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Функции моделей. Классификация моделей.

 

Модели, состоящие из вещественных компонентов, являются материальными, из знаков (слов, математических и логических символов) — идеальны­ми. По понятным причинам в политическом анализе используются почти исключительно идеальные модели.

Идеальные модели подразделяются на содержательные и форма­лизованные. Содержательная модель представляет собой вербальное (словесное) или вербально-визуальное (словесно-графи­ческое) описание объекта исследования, связей его элементов и т.д. Теоретически обоснованные содержательные модели называются концептуальными.

Большинство моделей может быть представлено «кибернетичес­ки» как процесс преобразования входных данных (сигналов) в выход­ные данные. Таким образом, мы имеем:

•«вход» (ввод) модели. В уже знакомых нам терминах это аналог независимых переменных или факторов;

•«выход» (вывод) модели — значения зависимой переменной (от­клика);

•процесс преобразования «входов» в «выходы», называемый кон­версией.

В одних случаях исследователь концентрирует внимание на про­цессе преобразования входящих сигналов в исходящие, в других его будет интересовать только влияние факторов на отклики, а не процесс конверсии. В последнем модель относится к классу так называемых моделей «черного ящика».

Одна из наиболее известных концептуальных моделей в политиче­ской науке — модель политической системы американского ученого Д. Истона. Суть функционирования политической системы, по Исто­ну, состоит в преобразовании «требований» и «поддержки» населения в «решения» и «действия» власти. Модель (в упрощенном виде) имеет следующее вербально-визуальное представление:

Функции моделей. Классификация моделей.

 

Для одного объекта может быть построено несколько мо­делей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

Модели социального управления, используемые для решения управленческих задач, включают в качестве основного элемента системы человека и социальные организации или группы. Первым шагом создания таких моделей является их классификация в зависимости от выполняемых основных функций.

 

 

Социально-математическая модель — абстракция реального явления, математическое описание конкретных социальных явлений. Математическая модель социального объекта представляет собой некоторый набор формальных соотношений между показателями модели, разделяемыми на параметры и переменные. Обеспечение строгости, обоснованности решения базируется на всестороннем рассмотрении проблемы, учете реальной ситуации и максимально точном создании системы показателей, отображающих реальный социальный объект. Несмотря на многие преимущества, социально-математическое моделирование не всегда может полностью воспроизвести все социальные характеристики объекта в количественных показателях. Ряд параметров социальной системы не поддается формализации, поэтому такая модель должна включать и неформализованные элементы, оце­ниваемые качественными характеристиками.

В тех случаях, когда невозможно четко очертить круг управ­ленческих задач, совокупность связей в управленческой системе, границы или точки управленческого воздействия из-за сложности объекта социального управления или недостаточности информа­ции о нем, применяется эвристическое моделирование, использующее интуитивное начало при составлении модели как для изу­чения объекта, так и управления им.

Поскольку социальное управление в широком смысле пред­ставляет собой управление всеми общественными процессами, то простейшую (базовую) модель социального управления мож­но представить в виде конкретной схемы взаимосвязей объекта и субъекта управления, одновременно взаимодействующих с вне­шней общественной и природной средой и охваченных прямой и обратной связью. Механизмом приведения в действие такой модели являются социальное нормирование, социальное плани­рование, социальное проектирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем.

Для одного объекта может быть построено несколько мо­делей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

Модели социального управления, используемые для решения управленческих задач, включают в качестве основного элемента системы человека и социальные организации или группы. Первым шагом создания таких моделей является их классификация в зависимости от выполняемых основных функций.

 

В практике социального управления разработаны и исполь­зуются социально-математические модели глобальных проблем, культуры, городских связей, воспроизводства населения, мигра­ции, формирования показателей благосостояния населения, мо­бильности трудовых ресурсов, бюджета времени, управления персоналом и др.

 

 

Среди специалистов достаточно широко распространено мне­ние о предпочтительности для России социал-демократической модели СП, для которой характерны социальная справедливость, универсализм, страхование широкого круга социальных рисков и  значительные размеры предоставляемых государством социальных благ. Условиями осуществления социал-демократической  модели являются рост социальной ответственности государства и  увеличение ассигнований на социальные нужды за счет введения  прогрессивной ставки налогообложения или, как предлагал эко­номист Д. Львов, «природной ренты», которую будут выплачи­вать обществу собственники земли и природных ресурсов (Львов, 2004. С. 25; Делягин, 2005).

Оппоненты социал-демократической модели СП говорят о ее финансовых, институциональных (отсутствие развитых демократических институтов и пользующихся влиянием органи­заций гражданского общества) и социально-культурных огра­ничениях (отсутствие в российском обществе ценностей соци­альной солидарности) (Якобсон, 2006. С. 63; Тихонова, 2006. С. 13).

Реже российские эксперты высказывают симпатии либеральной модели социальной политики, предлагая ее различные ком­промиссные варианты (Гонтмахер, 2000).

В последние годы стала приобретать популярность разновид­ность либеральной модели СП - социально-либеральная модель, для которой характерно частно-государственное партнерство в социальной сфере (Шишкин, 2006; Акопян, 2006; Бунин, 2003). Отчасти, как считает С. Перегудов, такая модель социальной политики в России уже осуществляется, поскольку социальная роль бизнеса возрастает (Перегудов, 2006).

 

 

В системе социального управления на эмпирическом уровне модели выпол­няют измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследова­ния и выражение их в понятиях социального управления) функ­ции.

На теоретическом уровне модели отводятся объяснительная (раскрытие сущности управляемых объектов и субъектов управле­ния), критериальная (проверка истинности гипотез и положений теории), прогнозная (оценка будущего состояния управляемой системы) функции, которые могут быть использованы в некото­рых случаях и на эмпирическом уровне знания.

В самой технологии социального управления модели исполь­зуются в двух случаях: в первом модели строятся для изучения объекта социального управления для последующего конструи­рования принципов и способов управленческого воздействия на объект, во втором — в качестве конструкции различных вариантой управления социальным объектом.

Модели социального управления, строящиеся для исследо­вания объекта управления, включают построение и изучение его структуры и системы внутренних и внешних связей и отношений, а также применение существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реально существующих соци­альных систем.

Моделирование системы управления на уровне конкретных предприятий представляет собой создание социотехнических схем и конструкций, раскрывающих взаимосвязи социальной структуры, социальных процессов и отношений с техническими системами и элементами управления.

Выводы

Моделирование в социологии - это метод исследования со­циальных процессов и явлений на их теоретически или эмпири­чески сконструированных образцах (моделях), подобных реально существующим объектам и замещающим их в познавательной де­ятельности.

К использованию метода моделирования прибегают в тех слу­чаях, когда отсутствует возможность или по каким-то причинам нецелесообразно непосредственно изучать реально существу­ющий процесс, явление или другой объект исследования. Такое зачастую бывает в системах управления. Модели разрабатыва­ются для поиска оптимальных вариантов решения управленче­ских задач - совершенствования структуры управления, подбора управленческого персонала, распределения полномочий и от­ветственности между различными звеньями управленческой си­стемы и др.

 

Счетчик