Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Моделирование как способ исследования социальных и политических процессов.

 

В научной литературе существует множество определений понятия «модель». В наиболее общем виде модель определяется как «отражение действительности в виде совокупности определенных символов, зна­ков, суждений»[1], «наглядный образ объекта, отражающий его черты и характеристики», «теория, описывающая структуру и внутреннее взаимодействие в системе»[2].

 Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) понимают аналог (схему, структуру и т. п.) некоего фрагмента природной или социальной реальности. Модель - это «замес­титель» оригинала. Таким образом, модель это самостоятельный объект, состоя­щий из вещественных компонентов (материальная модель) или знаков (идеальная модель).

Моделирование является одной из основных категорий тео­рии познания: на идее моделирования, в принципе, основывается любой метод научного исследования - как теоретический (в рам­ках которого используются различные абстрактные модели), так и экспериментальный, использующий предметные модели

В широком смысле под моделированием понимают много­плановый метод исследования любых социальных процессов.

Специфика моделирования, и социального в том числе, состо­ит в том, что исследуется не сам процесс («объект — ориги­нал»), а его модель («аналог»). Разработка модели и замена ею объекта-оригинала дает возможность исследователям полу­чить следующие полезные эффекты.

Во-первых, модели доступнее и дешевле оригинала, вслед­ствие чего расходы на исследование значительно уменьшают­ся. Поэтому при одних и тех же финансовых затратах с помо­щью моделирования можно провести гораздо больше наблю­дений, чем при работе с объектом-оригиналом.

Во-вторых, большое значение имеет то, что модель компакт­нее оригинала (особенно наглядно это проявляется в математи­ческих моделях). Благодаря своей компактности, модель удобнее для изучения и, что очень важно, обладает конструктивностью, т. е. она может входить в сложные научные построения в виде конструктивного элемента (части, блоки и т. д.).

В-третьих, над моделями можно производить такие преобра­зования, которые невозможны при работе с оригиналом. Напри­мер, модель можно отправить в будущее или проделать любую процедуру, которую придумает исследователь. Эта возможность неограниченных преобразований - самая ценная, самая фунда­ментальная и самая информативная сторона метода моделирова­ния. Подвергая модель преобразованиям, исследователь получа­ет подробное описание существенных сторон объекта, а также находит способы воздействия, при которых достигается заданное состояние объекта или проявляется какой-либо полезный эффект, который можно использовать на практике.

Модели разрабатываются с различными целями. Так, мо­делирование дает возможность заглянуть в суть изучаемого явления для того, чтобы лучше понять его. Исследование на­чинается со сбора данных о процессе и формулировке модели, которая воплощает в себе наблюдаемые особенности системы. Затем, модель можно использовать для выработки таких пред­сказаний о поведении системы, которые можно было бы про­верить с помощью дальнейшего наблюдения за системой.

Перечисленные цели построения моделей социальных процессов направлены на то, чтобы использовать их для соци­ального прогнозирования. Специалист по социальному плани­рованию хочет знать, что произойдет, если будет проводиться определенная политика. Руководитель хочет знать заранее по­следствия различного рода политики найма на работу и про­движение кадров по службе в его фирме. С помощью модели, адекватно описывающей поведение системы, можно получить ответы на подобные вопросы.

Искусство построения модели состоит в том, чтобы знать, когда и где сделать соответствующее упрощение. Цель же со­стоит в том, чтобы «сконцентрировать всю реальность, на­сколько это возможно, в простой модели» Но не следует по­нимать моделирование только как безграничное упрощение. Недопустимо и произвольное моделирование. Моделирование должно быть построено на основе тенденций, закономерно­стей, типологических черт исследуемого объекта. В процессе моделирования важное значение имеет форма передачи ин­формации с помощью языка модели. Выделяют основные че­тыре типа языка моделирования.

1.  Словесное описание. Это самый простой и неформаль­ный способ создания моделей. Он прост для понимания, но применяют его, как правило, на самых ранних этапах разра­ботки модели.

2.  Графическое представление в виде кривых, чертежей и т. д. Этот способ используется в качестве иллюстраций к другим способам создания моделей.

3.  Блок-схема, матрицы решений и т. п. используются на этапе создания модели между ее словесным и математическим описанием.

4. Математическое описание в виде математических фор­мул. Этот тип языка моделирования представляет собой высшую форму формализации социального процесса или явления.

Модель должна соответствовать ряду требований:

 

-     быть простой;

-     давать новую информацию об исследуемом объекте;

-способствовать усовершенствованию объекта, улучше­нию его характеристик;

-     давать возможность «отрепетировать» процесс управ­ления объектом;

-     удовлетворять требованиям полноты, адекватности, эволюционности. Она должна обеспечить возможность внесе­ния изменений, добавлений с тем, чтобы наиболее точно вос­произвести объект исследования;

-     удовлетворять условиям, ограничивающим  время ре­шения задачи;

-          строиться с использованием установившейся термино­логии

Так, строя модель электорального поведения определенной социаль­ной группы, мы не будем учитывать те ее характеристики, которые не влияют на результаты голосования. К примеру, нас не будет интересо­вать доминирующий цвет одежды или среднее артериальное давление представителей данной группы.

Степень объективного соответствия модели оригиналу должна поддаваться эмпирической проверке. Построив модель и убедившись в ее адекватности, мы сосредоточиваемся на исследовании самой модели, перенося полученные результаты на исходный объект (так называемый принцип экстраполяции модельной информации).

Способность к замещению объекта исследования обеспечивает од­но из ключевых познавательных достоинств моделей — возможность постановки эксперимента.

Меняя определенные свойства или параме­тры модели, мы можем оценить результат изменений, как если бы они происходили в реальной действительности.

Данное свойство приобре­тает особое, исключительное значение в общественных науках, где по­становка эксперимента весьма затруднена.

В политической же науке, которая имеет дело в основном с поведением больших групп людей, экспериментирование на моделях является нередко вообще единст­венно возможным способом постановки эксперимента.

Сложные модели обладают свойством целостного представления изучаемого объекта.

 

 

Счетчик