Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов.

Социометрические методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых социальных груп­пах путем опроса каждого члена группы о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирической информации. В резуль­тате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов груп­пы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаруже­ны сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры. Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым соци­альным группам (от 5 до 25, обычно 10—15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной группо­вой жизни.

Социометрические методы были предложены в 30-х годах XX в. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социаль­ные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральны­ми, включающими в себя не только объективные, внешне про­являемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмо­циональные отношения, часто внешне никак не проявляяющиеся (микроструктура). С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпа­тии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, ко­торые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов. По Морено эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая не- доступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Социометрия положила начало разработке теоретических и практических основ микро­социологии.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические ис­следования малых групп почти всегда включают в качестве ос­новного или дополнительного метода социометрию.

Впоследствии социометрические методы отделились от тео­рии и стали использоваться независимо от нее. Дальнейшее их развитие шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация ре­зультатов, полученных с помощью социометрических методов,  определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались  различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие  расширить класс изучаемых отношений и способы получения ин- формации об этих отношениях. В частности, новые методы по­зволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения  информации включают все основные способы сбора данных, ис­пользуемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов).  К таким модификациям относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для  каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в на­ибольшей степени интересует. В-третьих, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Например, они использовались для изучения сетей  цитирования в научных публикациях. В-четвертых, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования  и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы и т.п. Развитие социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения как методов исследования структуры отношений между социальными объектами.

В то же время необходимо ясно осознавать и ограничение об­ласти использования социометрических методов: исследование социальных объектов (малая группа, предприятие) отнюдь не ис­черпывается описанием структуры отношений между ее элемента­ми. Невозможно получить более или менее полное представле­ние о социальной системе (малой группе), исследуя лишь структуру межличностных отношений. Необходимо также исследование груп­повых норм и ценностей, социально-демографических и других  характеристик, связей между различными классами характери­стик и т.д.

Реализация социометрических методов в виде социометриче­ской процедуры предусматривает проведение следующих этапов.

1. Формулирование социометрического критерия.

2.      Проведение социометрического опроса.

3.      Математическая обработка результатов опроса и расчет зна­чений социометрических индексов.

4.      Интерпретация полученных значений социометрических индексов.

После выбора объекта измерений на первом этапе в соот­ветствии с постановкой задачи исследования формулируются

основные положения, касающиеся социометрических критериев опроса членов групп. Прежде всего формулируются те аспекты межличностных отношений, которые подлежат исследованию. Чаще всего рассматриваются производственный (деловой) и не­производственный (досуговый) аспекты. Каждый аспект кон­кретизируется ситуацией (определенным видом контактов между членами группы). Эта ситуация отражается в задаваемом каждо­му члену группы вопросе, рассматриваемом как окончательная

формулировка социометрического критерия, по которому уста­навливается структура отношений между членами группы. В состоящем из двух частей вопросе опрашиваемому предлагается выбрать одного или нескольких членов группы с кем бы он хотел (позитивный выбор) и не хотел (негативный выбор) осуществлять ту или иную совместную деятельность.

 

Счетчик