Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экспертные методы в исследовании социально-экономических процессов.

Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об ис­следуемом явлении или имеются весьма неопределенные представ­ления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях .

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму эк­спертных опросов — форму устной беседы (интервью) или пись­менного анкетного опроса.

При устном опросе исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет беседу. При этом надо избегать какого-либо психологического давления на эксперта, не мешая ему свободно высказывать свои суждения.

При письменном опросе эксперты заполняют анкету, разрабо­танную исследователем, и возвращают ее либо лично данному ис­следователю, либо отправляют ее по почте. В отдельных случаях анкеты могут доводиться до экспертов с помощью СМИ — газет, журналов, радио, телевидения.

В качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты в области экономики, политики или иной сферы дея­тельности. Им дается некая первоначальная информация об ис­следуемом явлении или процессе и в случае необходимости сооб­щается дополнительная информация о нем.

На основе представленной информации, своих знаний и име­ющегося опыта эксперты высказывают свои суждения, оценки, предложения. Их мнения соотносятся между собой, если надо по­лучить представление об их общем мнении или решении. При этом могут быть использованы разные формы организации труда экспер­тов, в том числе их «индивидуальная независимая деятельность либо коллективная взаимообусловленная работа»1.

Применяются следующие формы экспертных опросов:

«1) разовый индивидуальный опрос (интервью или анкетиро­вание);

2) однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм);

3)  индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская тех­ника);

4)коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совеща­ния, многоступенчатый опрос)»2.

Разовый индивидуальный опрос — это разовая беседа с экспертом или одноразовое заполнение им анкеты, полученной от исследо­вателя. Эксперт сам формулирует ответы на вопросы анкеты или выбирает один из предложенных в анкете ответов.

Однократный коллективный опрос направлен на получение за­ключения коллектива экспертов по рассматриваемой проблеме, поскольку коллективное мнение и заключение экспертов может быть более компетентным. К тому же совместный поиск истины может стимулировать творческий подход к решению поставленной задачи. Есть данные о том, что «групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов инди­видуальных мышлений».

Существуют различные формы однократного коллективного экспертного опроса: дискуссия, совещание, круглый стол и т.п. Во всех из них главным является дискуссия экспертов — в виде про­стого обмена мнениями на совещании экспертов или в виде «моз­гового штурма», в котором высказывание новых идей, гипотез, доказательств нередко принимает лавинообразный характер. При этом большой творческий порыв и «концентрация внимания всех участников на заданной проблеме»1 дает свой эффект. Важно, од­нако, чтобы «мозговой штурм» отличался не только творческим порывом, но и основательностью анализа проблемы.

Индивидуальный опрос в несколько туров, известный как метод Дельфи, противостоит таким коллективным формам экспертных опросов, как дискуссия и совещание, т.е. характеризуется полным отсутствием личных контактов опрашиваемых экспертов. Проце­дура их опросов в данном случае состоит из нескольких туров (ите­раций). Каждая из них начинается с индивидуального опроса экс­пертов, ответы которых на поставленные вопросы подвергаются машинной обработке. В первом туре эксперты свободно высказы­вают свои суждения без какой-либо их аргументации. Во втором туре организаторы опроса могут попросить экспертов обосновать свои выводы. При этом каждому из них сообщают обобщенные данные, полученные при обработке материалов первого тура. Та­ким образом, происходит заочная и анонимная дискуссия экспер­тов. В ходе третьего тура эксперт может изменить некоторые свои суждения под влиянием представленных ему новых материалов, обосновывая свои измененные суждения и выводы из них. Инфор­мация о них сообщается другим экспертам в четвертом туре2. Ис­следователи отмечают, что после третьего и четвертого туров «от­веты экспертов перестают существенно меняться, что и является основанием для прекращения опроса и принятия результатов по­следнего тура в качестве коллективного мнения, рекомендации или решения»3.

Коллективный опрос в несколько туров осуществляется путем ис­пользования всех форм и способов коллективной экспертизы, в том числе дискуссии, совещания, круглого стола, «мозгового штур­ма». Многотуровый или многоступенчатый опрос экспертов на­правлен на их максимальное углубление в решение соответствующей проблемы, на «превращение такого опроса из интуитивного в интуитивно-логический». Для этого применяются, в частности, «такие формы логического анализа, как разработка матриц взаимокорректировки (суждений экспертов. и «дерева целей».

При построении «дерева целей» сначала разрабатываются сце­нарии исследования той или иной проблемы. Затем при многотуровом (многоступенчатом) взаимодействии с экспертами на осно­ве разработанного сценария строится «дерево целей»: фиксируют­ся основная цель исследования и ее «подцели», реализация которых является условием достижения основной цели. Далее «определя­ются коэффициенты относительной важности критериев и целей» на всех уровнях «дерева целей». После этого «определяются кон­кретные виды необходимых работ, ресурсы и сроки их осуществле­ния»

 

Счетчик