Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социальные изменения и проблема социального прогресса

Социальное изменение, как уже говорилось, — это весьма ши­рокое понятие, которое означает просто перемену движения соци­ального бытия в социальном времени и социальном пространстве. В данном понятии не фиксируется ни направление (вектор) соци­ального движения, ни оценка его качества. В этом смысле у социо­логов нет каких-либо разногласий. Они появляются, когда заходит речь о социальном прогрессе и его отношении к социальному из­менению.

Понятие «общественный прогресс» означает результат социального развития, предполагающий повышение на­учного и технологического знания, экономической производитель­ности и сложности социальной организации. Эти достижения включаются в понимание прогресса как его составные элементы и основания в той мере, в какой они способствуют установлению более совершенных форм общественной жизни и развитию лично­сти. Таким образом, сегодня все больше утверждается гумани­стическая концепция социального прогресса, главным критерием и целью которого является человек, его благосостояние, развитие и самоактуализация.

Таково понимание общественного прогресса в современной социологии. Однако по вопросу о наличии самого прогресса в со­циальной жизни существуют две противоположные концепции: 1) признающая идею прогресса и 2) отвергающая ее.

 

Теории, признающие идею прогресса. К ним относятся прежде всего теория эволюционизма и концепция известного американско­го социолога Т. Парсонса (1902-1979).

Уже в XVIII в. французский социальный философ А. Кондорсе (1743-1794) в своей работе «Эскиз исторической картины прогрес­са человеческого разума» писал о существовании законов истори­ческого развития и верил в прогресс и способность разума изме­нить мир на рациональных началах. По его мнению, социальный прогресс зависит прежде всего от всеобщего образования и роста научного знания.

Своей концепцией Кондорсе оказал большое влияние на взгля­ды французского социолога Огюста Конта (1798-1857"), девизом которого было — «Порядок и прогресс». Конт свое учение об обще­ственном развитии (социальную динамику) прямо назвал «теорией общественного прогресса». В связи с этим он сформулировал закон трех стадий социального прогресса развития человечества, в осно­ву которого положил интеллектуальный прогресс.

Начиная с Кондорсе и Конта, исследование социального про­гресса и эволюции общества становится приоритетным направ­лением в классической социологии. В связи с этим известный со­циолог П. Сорокин писал, что главной целью и главной задачей представителей общественной мысли в XVIII-XIX в. «были от­ыскание и описание этих "вечных законов прогресса и эволюции»  и разработка основных стадий или фаз, которые проходит этот про­цесс, все более реализуясь во времени»[3].

Действительно, идеи прогресса и закономерного развития об­щества присутствуют у таких главных представителей классиче­ской социологии, как Карл Маркс (1818-1920), Герберт Спенсер (1820-1903), Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Макс Вебер (1864-1920), хотя за основу прогресса они брали различные факторы:

—возрастающую дифференциацию и одновременно интегра­цию структуры общества (Спенсер);

уровень развития материального производства (Маркс);

—увеличение возможности для индивидуальной свободы в рамках общества «органической солидарности» (Дюркгейм);

—модернизацию различных сфер социальной жизни (Вебер).

В XX столетии концепцию социального прогресса утверждали неоэволюционисты, одним из видных представителей которых яв­ляется Т. Парсонс. Важнейшим критерием социального прогресса, по Парсонсу, является увеличение «общей адаптивной способно­сти общества».

Концепцию социального прогресса сегодня поддерживают и различные теории индустриального и постиндустриального общества. Критерием прогресса в них выступают такие факторы, как уровень технологического развития, степень модернизации, превращение науки в производительную силу общества и т. д.

Конец XIX — начало XX в. можно назвать триумфом идеи про­гресса. В это время царит дух оптимизма, веры в то, что успехи научного и технологического знания приведут к благосостоянию людей, улучшению всей общественной жизни, человечество осво­бодится от невежества, нищеты и несправедливости. При этом классическая концепция прогресса опиралась на теорию одноли­нейного развития.

Теории, отвергающие идею прогресса. Методологическим основанием этих теорий является утверждение многолинейной концепции развития. Как уже говорилось, она обосновывает вариа­тивный и вероятностный характер общественного процесса, а вме­сте с этим отрицает и социальные законы и социальный прогресс.

Одним из первых с позиции отрицания идеи прогресса высту­пил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900), выразивший критику рационализма и гуманизма. Всякая историческая истина, по его мнению, — это лишь иллюзия, и никакой объектив­ности социального знания нет и быть не может. Этой концепцией Ницше повлиял на ведущих теоретиков постмодернизма (особен­но на М. Фуко и Ж. Дерриду).

Идею прогресса отвергают также такие социологи, как Вильфредо Парето (1848-1923), Роберт Михельс (1876-1936) и др. Так, для Парето история — это бесконечная «циркуляция элит», постоянный цикл их обновления и замены. А общественная жизнь изменяется не закономерным образом, а на основе действия осно­вополагающих нерациональных психологических сил.

С критикой теории прогресса выступил также немецкий социо­лог Фердинанд Теннис (1855-1936). С его точки зрения, процесс изменения общества от традиционного общинного {Gemeinschaft) к современному индустриальному обществу (Gesellschaft) не улуч­шил, а ухудшил условия жизни людей, ибо на место личностных, человеческих отношений традиционного общества пришли отно­шения безличные и инструментальные.

Разочарование в прогрессе породили и конкретные историче­ские события XX столетия: Первая мировая война, возникновение фашизма, Вторая мировая война, угроза ядерного истребления в годы холодной войны и т. д. Сегодня к такого рода явлениям мож­но отнести терроризм, конфликты на религиозной почве, отрица­тельные последствия человеческой деятельности на окружающую среду и т. д. Уверенность в непрерывном прогрессе у многих сме­нилась скептицизмом. Остались в прошлом социальные проекты, ориентированные на светлое будущее, а самой идеи прогресса на­несен ощутимый удар.

В последней четверти XX столетия эта разочарованность и скептицизм нашли свое выражение и в теоретической критике идеи прогресса. Особенно заметно она проявилась в теории пост­модернизма. Основными представителями этого направления яв­ляются Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др.

Главные положения социологии постмодернизма связаны с критикой основных постулатов модернизма и выражаются в сле­дующем:

—отрицание веры в научную рациональность;

—отрицание каких-либо устойчивых и тем более абсолютных ценностей;

—отрицание значения и смысла идей;

— отрицание мира как объективной реальности и т. д. личностей.

Несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пес­симизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность. И, по нашему мнению, это единственно правильная позиция.

Действительно, признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет эвристическое значение и оптимистический со­циальный смысл. Прогресс, его ценности и идеалы (благо, добро, справедливость, красота и т. д.) являются ориентирами социаль­ных изменений как для человечества, так и для каждого нормаль­ного человека. Без этих ценностей и идеалов теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого, идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют интегративное значение. Под знаменем прогресса всегда объединялись самые передовые со­циальные силы.

Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются также в утверждении общечеловеческих ценностей и естествен­ных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интересам всех (или по крайней мере большинства) людей. Так, вероятно, мало кто будет возражать против наличия социаль­ного прогресса в увеличении продолжительности жизни, в от­казе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод человека, утверждении гражданского общества и т. д. А между тем это и есть реальные факторы социального прогресса.

К критериям прогрессивных процессов следует отнести и каче­ственное улучшение основных факторов социальных изменений:

—окружающей среды;

—структуры народонаселения;

—экономического фактора;

—повышение уровня и качества жизни человека;

—степень распространения инноваций во всех сферах жизне­деятельности общества;

—улучшение социокультурных условий жизни человека и т. д.
Помимо названных можно было бы указать на многие другие критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий про­гресса связан с его гуманистическим смыслом. Всякое социальное изменение является прогрессивным, если оно приводит к возвыше­нию человека, способствует его самоактуализации и имеет своим результатом повышение уровня благосостояния и качества жизни личности.

 

 

 

Счетчик