Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие и структура социальных процессов

Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "соци­альный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерыв­ность социальных изменений. Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация. "Онтологически об­щество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику" (П. Штомпка).

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложивши­еся в социуме условия с целью удовлетворения определенного инте­реса.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается лю­бой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его ме­ста в пространстве либо модификация его количественных и каче­ственных характеристик»[1].

Понятие «социальный» (от лат. socialis - общественный) и со­ответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле понятие «социальный» означает «обществен­ный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком зна­чении понятия «социальный», «социальная» употребляются в со­циологии и других общественных науках, а также в публицисти­ке и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для ха­рактеристики только тех общественных процессов, которые про­исходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Социальная сфера - это сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов (предпринима­телей, наемных работников и т.д.), профессиональных и социаль­но-демографических слоев населения, а также национальных об­щностей по поводу таких условий их жизни и деятельности, ко­торые способствуют воспроизводству их жизненных сил : условия производственной деятельности; уровень материального благосо­стояния; решение проблем здравоохранения, образования, соци­ального обеспечения; соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материаль­ных и духовных благ; разрешение противоречий, обусловленных социальным расслоением общества на богатых и бедных; соци­альная защита определенных слоев населения.

Все эти обстоятельства и обусловленные ими проблемы харак­теризуются в современной науке как социальные в узкоспециаль­ном смысле этого понятия. Их решение зависит от уровня разви­тая экономики страны, величины созданного в ней общественного богатства, характера экономических отношений между людьми. Поэтому происходящие в социальной сфере процессы, в ходе ко­торых решаются названные проблемы, нередко называют не про­сто социальными в узком значении данного понятия, а социаль­но-экономическими, что указывает на существенную внутреннюю связь собственно социальных (происходящих в социальной сфере) и собственно экономических процессов (происходящих в эко­номической сфере).

Понятие, виды и типы социально-экономических процессов. В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйст­венной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и обще­ственные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризу­ют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процес­сов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

•       по степени управляемости — стихийные и управляемые;

•       по направленности распространения — внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы меж­дународной интеграции, кооперации, сотрудничества и т.д.;

по масштабу влияния на жизнедеятельность социума — макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономичес­кие;

• по структуре функционального проявления — производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый ха­рактеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации.

Устоявшейся общепризнанной классификации СЭПП в настоящее время не существует. Между тем классификация объ­ектов и предметов исследований в любой научной дисциплине свидетельствует о зрелости дисциплины и накоплении достаточ­но большого объема знаний. Она всегда является необходимой ступенькой для дальнейшего подъема на пути познания.

По предмету процессы делятся на:

—социально-экономические;

—социально-политические;

—демографические;

—комбинированные.

Социально-экономические процессы — это социальные процессы, вызванные экономическим неравенством социальных субъектов. Они делятся на процессы жизнеобеспечения, занятости, оплаты труда, социальных гарантий. Жизнеобеспечение включает обеспечение питанием, одеждой, обувью; жилищно-коммунальные услуги; обеспечение предметами быта и культуры; медицинские, юридические услуги; образование; обеспечение правопорядка; услуги транспорта и коммуникационные; обеспечение отдыха и досуга.

Занятость, оплата труда и пенсии — это общепринятые поня­тия. Социальные гарантии — условное понятие, подразумеваю­щее бюджетные и внебюджетные выплаты социально защищаемым группам населения: одиноким матерям, инвалидам, преста­релым и др.

Социально-политические процессы — это процессы распреде­ления и перераспределения политических возможностей разных социальных субъектов, изменения их политического статуса.

Демографические процессы — это процессы воспроизводства населения на определенной территории и изменения статуса наций, народов, народностей, этнических групп: в мире, в государстве, на территории регионов, миграционные процессы. Предметом исследования данной дисциплины они становятся тогда,  когда на демографические характеристики влияют социальные действия некоторых акторов.

Комбинированные СЭПП — это процессы, сочетающие черты как социально-экономических, так и политических процессов. К комбинированным СЭПП наряду с другими относятся гендерные процессы. К последним принято относить процессы, вызываемые половозрастными особенностями людей. С одной стороны, их можно было бы отнести к демографическим процессам. Однако их суть определяется не только демографическими характеристиками, но и особенностями экономической и политической сред проживания населения.

К комбинированным СЭПП относятся становление, развитие, отмирание институтов государства и общества в виде норм, традиций, обычаев.

Жизненный цикл СЭПП— это временной отрезок от возникно­вения до окончания процесса. Различают мало-, средне- и долго-живущие СЭПП. Маложивущие — это СЭПП, завершающиеся в пределах одного поколения жителей страны. Среднеживущие СЭПП — процессы, живущие на протяжении жизни двух-трех поколений. Долгоживущие СЭПП — процессы, длящиеся более жизни трех поколений. Долгоживущие СЭПП — это обычно про­цессы с ярко выраженной периодичностью. Например, кондратьевские циклы в экономике. Борьба за общечеловеческие идеа­лы — долгоживущие СЭПП.

Системный анализ СЭПП различных масштабов и предмет­ной ориентации позволяет сформулировать следующие их осо­бенности как объектов исследования.

1. Они подчиняются законам природы, в том числе принципу наименьшего действия в специфической форме: развитие СЭПП осуществляется самым экономным способом.

2.  Условные, нечеткие, неоднозначные границы объекта исследования — СЭПП. По природе разные СЭПП между собой тесно взаимосвязаны. Так, решения по социальной политике органов государственной власти могут вызывать к жизни или делают более заметным до сих пор тлевшее недовольство отдельных социальных групп населения уровнем своей жизни, пассивное сопротивление властям. В свою очередь поведение населения может повлиять на изменение социальной политики властей или вынудить власти формировать новую политику. На действия российских политиков и бизнесменов оказывают влияние изменения в расстановке сил на международной арене и мировых рынках, и наоборот. С этой точки зрения очень трудно выделить в автономный объект исследования какой-то один процесс, да еще под определенным именем, отражающим в сжатой форме суть  исследуемого. Фиксация исследователем имени СЭПП невольно предопределяет информационный образ исследуемого процес­са. Например, объект исследования — реформа государственной службы. Без дополнительных уточнений и пояснений «границы» и суть процесса воспринимаются по-иному разными категориями государственных служащих и ученых. Под «границами» процесса реформы государственной службы, например, могут пониматься перемены органов государственной власти, категорий государ­ственных служащих, функциональных обязанностей и взаимоотношений государственных служащих, чьи интересы должна затрагивать реформа. Суть процесса — это суть реформы государственной службы. Толкование сути реформы неизбежно будет далеко от истины, если в нем не будут принимать участие непосредственно идеологи реформы. Но их привлечение к исследованиям, например перспектив реформы на ближайшие несколько лет, кажется нереальным. Следовательно, любой исследователь  реформы государственной службы может дать свое толкование  сути реформы и определить границы реформы.

В общем случае исследованиям СЭПП свойственна большая  вероятность «неполного» представления характеристик истин- ного процесса с помощью предложенного информационного об- раза, неправомочного включения в информационный образ не- которых показателей, слабо связанных с истинным процессом, подмены одних показателей другими, более доступными для на- блюдения и легче формализуемыми, чем характеристики истинного процесса.

3. Слабая формализуемость основных отношений между социальными субъектами, порождающими данный процесс.

В общем случае подобные отношения характеризуются с по- мощью порядковых шкал (см. п. 3.3). Например, достаточно информативными и полезными для описания сути социально- экономических процессов являются высказывания типа: «рост благосостояния населения влечет за собой повышение спроса на нормальные товары», «повышение спроса на товары и услуги ведет к росту предложения», «рост производства конкурентоспособных товаров при прочих равных условиях сопровождается укреплением национальной экономики и национальной безопасости», «резкая дифференциация доходов богатых и малоимущих граждан рано или поздно приводит к социальным взрывам или революциям», «укрепление национальной экономики может (при благоприятных условиях) увеличивать доходы федерального бюджета», «чем больше доходы федерального бюджета, тем более эффективную социальную политику может осуществлять государство и т.д. Объединяя в логические формулы эти и другие подобные высказывания, можно построить логическую модель социально-экономического развития России. Для получения ка­чественно-количественной оценки развития могут привлекаться  средства описания слабо-формализованных отношений, напри­мер аппарат нечетких множеств и отношений.

4. СЭПП является результатом сложения постоянно действу­ющих разнонаправленных сил действий субъектов СЭПП и, если наблюдается относительно устойчивая картина развития этого процесса, значит по каким-то причинам противники сложившей-ся интегральной картины:

а) не в состоянии добиться удовлетворения своих социальных интересов и вынуждены с этим мириться на каком-то отрезке времени, но копят силы для изменения своего положения;

б) примирились с неудовлетворением своих потребностей, признавая невыполнимость своих ожиданий за время своей жизни;

в) в социальной макросистеме имеет место социальная гар­мония, т.е. фактически нет противников наблюдаемого развития СЭПП.

Вследствие указанных причин, развитие СЭПП в общем случае есть последовательность спадов и подъемов, вызываемых потерей по разным причинам результативности вмешательства государства и его институтов в СЭПП, реализацией социальной памяти некоторых социальных субъектов в активные воздействия на СЭПП. Синергетика постулирует СЭПП как сильно неравно­весные, для которых эволюционное развитие только по восходя­щим кривым не является характерным, а сущность — кризисы разной силы. Подтверждением данного постулата являются кондратьевские циклы развития рыночной экономики.

5.         Зависимость развития большинства СЭПП от предыстории.
Эта особенность СЭПП есть следствие наличия социальной памяти и превращения ее в сильную мотивацию некоторых соци­альных субъектов к социальным действиям по мере приближения
уровней неудовлетворения социальных потребностей к некото­рому порогу. В целом общий характер развития долгоживущих

СЭПП — спираль во времени и в пространстве фундаментальных социальных ожиданий. К последним относятся справедливость, равенство экономических возможностей при равных способно­стях индивидуума, равенство перед законом всех субъектов независимо от их имущественного и служебного положения, поощрение черт ментальности. Для спирали характерна возвышательная тенденция каких-то черт развития на каждом витке для своего  набора характеристик. В целом развитие СЭПП — это энантиодромия (по Гераклиту), т.е. сосуществование и взаимодополнение эволюции и инволюции. Эволюция — это изменение объекта, процесса. Инволюция — это застой, стагнация, ухудшение каких- то качеств объекта, процесса. Те уровни удовлетворения социальных ожиданий, которые однажды были достигнуты, но потом снизились, социальная память рано или поздно возвратит в категорию актуальных неудовлетворенных потребностей и заставит  власти уменьшить уровень неудовлетворения, нарушит времен- ное равновесие сил, направит равнодействующую социальные сил в пользу протестующих социальных субъектов. Иначе следует социальный взрыв. Правомерность данных утверждений подтверждается всем ходом истории человечества. С этой точки зрения речь идет о столкновении организационного управления институтов государства, собственников и самоорганизации других социальных субъектов.

6. Латентный характер начальных фаз жизненного цикла СЭПП: зарождения, становления процесса. Зарождение — начальная фаза процесса, когда только начинают проявляться будущие черты процесса. Становление — фаза, в которой основные черты процесса уже сформировались, но темпы развития невысокие, признаки процесса слабо выражены, т.е. значения информационных показателей еще очень малы и их легко спутать с «шумом» - случайными изменениями ранее наблюдавшихся показателей других процессов. В первых двух фазах процессы легко поддаются регулированию и управлению властями. Развитию СЭПП в пре делах жизненного цикла свойственны бифуркации, в том числе переходы, минуя некоторые фазы и стадии внутри фаз.

7. Одной из движущих сил развития СЭПП является самоор- ганизация социальных объектов, являющихся объектом управ- ления органов власти, чьи действия значимы в создании дано- го процесса. У самоорганизации как социального феномена есть свои законы зарождения, становления и развития, т.е. может быть свой жизненный цикл, в общем случае не совпадающий с жиз­ненным циклом исследуемого СЭПП. Другими словами при исследовании любого СЭПП с целями прогноза развития, оценки эффективности организационного управления, выработки реко-мендаций по управлению необходимо исследовать:

а) соотношение ролей управления социальными субъектами
и самоорганизации социальных субъектов на разных стадиях
и фазах жизненного цикла СЭПП;

б) возможные образцы, стратегии и тактики поведения орга-­
нов власти в условиях разной силы проявления самоорганизации

социальных субъектов;

в) возможность идентификации самоорганизации социальных
объектов на разных стадиях и фазах жизненного цикла СЭПП.

8. Развитие СЭПП определяется формированием и отмира­нием параметров порядка разного срока жизни. Параметр поряд­ка - это скрытая от непосредственного наблюдения совокупность причин и следствий, определяющая характер и скорость протекания процесса. Различают долго-, средне- и короткоживущие па­ра метры порядка.

Безусловной шкалы длительности жизни параметров поряд­ка для произвольных СЭПП не существует. В социальной жизни народов к долгосрочным параметрам порядка относятся законы формирования наций и народностей, формирование этнических отношений, отношений разных конфессий. Краткосрочные па­раметры порядка в процессах национального, государственного масштаба формируются в результате адаптации к структурным сдвигам в экономике, политике. В общем случае принадлежность

к параметрам указанных трех групп по продолжительности жиз­ни зависит от характеристических времен — длительности фаз и стадий жизненного цикла СЭПП. В синергетике выдвинута гипо-

теза, что параметры порядка перестают существовать вследствие изменения эндогенных и экзогенных переменных, определяю­щих состояние систем, деятельность которых служит источником

данного процесса. Эндогенные (внутренние) переменные системы — это переменные, с помощью которых описывается состояние именно данной системы. Экзогенные переменные системы — это переменные, характеризующие состояние внешнего по отношению к системе мира. Между параметрами порядка и переменными системы существует взаимосвязь: параметры порядка формируются эндо­генными и экзогенными переменными системы, параметры по- рядка на протяжении определенного срока жизни при сохране­нии при этом некоторых условий определяют законы изменения эндогенных переменных.

Параметры порядка по своей сути отличаются от привычно определяемых управленческих воздействий органов власти. Управленческие воздействия — это результаты некоторых организационных мероприятий, например пропорции распределение бюджета по статьям расходов. На этом языке достаточно трудно определить, что будет с существующими параметрами порядка и позволят ли последние изменить исследуемый процесс в желательном направлении. Так, в конце 90-х годов XX века в России возникла проблема неплатежей. Можно сказать, что ее сформировали определенные параметры порядка. Не вдаваясь в анализ всей совокупности причинно-следственных отношений, породивших проблему неплатежей, отметим, что на протяжении нескольких лет выделяемые из Федерального бюджета деньги для платежа бюджетникам в составе субъектов РФ не доходили по назначению. И виновных в злом умысле не было. Такую картину определял порядок поступления денег администрациям субъектов РФ  и последующего расходования бюджетных средств субъектов РФ  в свою очередь определявшихся правилами функционирования Центрального банка РФ и финансовых учреждений субъектов РФ и их взаимодействием. Положение стало выправляться после введения в большинстве субъектов РФ казначейского исполнения их бюджетов.

Другими словами параметры порядка не совпадают ни по форме, ни по содержанию с управленческими решениями. Любое должностное лицо в органах власти, привыкая к использовании ряда управленческих воздействий, обычно не задумывается над тем, насколько уместно и эффективно предложенное им решение в конкретных условиях. Ведь какой-то эффект в прошлом соответствующие мероприятия приносили, так почему же не принять эти меры и сейчас? То же относится и к действиям социальных субъектов, являющихся объектами управления некоторых органе власти. Однажды давшие положительные результаты социальные действия в рамках самоорганизации не всегда гарантируют высокую эффективность в меняющихся условиях. И еще о параметpax порядка. Самоорганизация объекта управления непременно влияет на формирование и отмирание параметров порядка, но не является единственной причиной их формирования и отмирания. Исследования СЭПП должны определять, в том числе, и такую роль самоорганизации.

9. Реальные СЭПП — случайные процессы. Природа случайности СЭПП объясняется действием нескольких групп факторов:

           а) случайным характером ряда воздействий внешней среды на систему порождающую конкретный исследуемый процесс;

     б)неоднозначной реакцией социальных субъектов — элементов  системы, порождающих исследуемый процесс, на управлен­ческие воздействия и воздействия внешней среды;

в) неточностью измерения количественных характеристик
процесса и неоднозначной и субъективной интерпретацией изме-­
нений качественных характеристик процесса.

В результате действия этих факторов наблюдение процесса в каждый момент наблюдения дает конкретную реализацию случайных величин.

Выводы всех гуманитарных наук, занимающихся исследовани­ем СЭПП свойственными этим наукам методами, обычно формулируются с использованием детерминированных величин и кате­горий. В экономике и синергетике в подавляющем числе случаев рассматриваются детерминированные процессы. И лишь в информатике наряду с детерминированными рассматриваются случайные процессы. Однако применение аппарата учета случайного характера СЭПП сдерживается следующими обстоятельствами:

1) чрезвычайная сложность математического аппарата;

2)   отсутствие необходимых исходных данных для учета случайного характера СЭПП;

3) слабая готовность должностных лиц органов власти и потребителей результатов исследований СЭПП без специальной математической подготовки к восприятию и конструктивному использованию результатов исследований СЭПП с учетом их случайной природы. Второе из перечисленных обстоятельств объясняется тем, что для описания конкретного СЭПП используются так называемые динамические ряды первичных показателей.  

Динамический ряд показателя — это совокупность измеренных в определенные моменты времени в прошлом значений данно­го показателя. Длиной динамического ряда называется число то­чек в ряду. Первичные показатели — это показатели, на основе которых построена совокупность показателей, с помощью ко­торой определяется информационный образ СЭПП. Обычно имеющейся длины динамических рядов первичных показателей недостаточно для того, чтобы определить закон распределения случайных величин — характеристик СЭПП и рассчитать параметры этих законов. А малая длина динамических рядов объясня­ется тем, что необходимая статистика начинает целенаправлен- но формироваться лишь с момента осознания необходимости исследования данного СЭПП — момента актуальности исследования. В силу этого приходится опираться на разрозненные статистические данные прошлых лет.  Накопление же статистических наблюдений в нужном объеме с момента актуальности исследования сдерживается ограниченными возможностями организации эксперимента с участием органов власти в соответствии с требованиями теории вероятности и математической статистики: независимости испытаний, схожести условий испытаний и т.д.

10. Большая инерционность процессов управления развитием СЭПП. Управленческие воздействия на СЭПП дают результаты через достаточно большие сроки. Чаще всего для массштабных СЭПП такое свойство объясняется большим число социальных субъектов в их составе и соответственно больший сроком прохождения управленческих воздействий до исполнителей и определенной задержкой реакции социальных субъектов управленческие воздействия. Инерционность самоорганизации социальных субъектов как формы воздействия на СЭПП вытекает из самой ее природы: требуются большие сроки на достижение определенных результатов при разрозненных и несогласованных по времени и месту усилий многочисленных социальных субъектов, определяющих феномен самоорганизации. При этом эффект несогласованности усилий усугубляется, как правило очень малой величиной изменения характеристик, определяющих суть СЭПП, в результате действий каждого единичного актора.

11. Несовпадение аттракторов процессов управления и само­организации СЭПП.

Необходимо различать желаемые аттракторы, которые субъект управления или объект управления хотели бы иметь в обозримом будущем или в пределе по времени, и реальные, которые могут быть достигнуты в реальных условиях. В управлении СЭПП желаемые аттракторы — это первоначальные формулировки целей. Они не всегда достижимы в силу ограничений управляемости СЭПП. Искусство управления СЭПП наряду с прочим предполага­ют поиск компромисса между желаемыми целями и реально достижимыми аттракторами. В противоположность этому самоорганизация социальных субъектов—элементов объекта управления чаще всего строится на формировании желаемых аттракторов и стремлении к ним. Обычно такие аттракторы фор­мируются на основе трансформации и адаптации к конкретным реалиям вечных человеческих ценностей: свободы, равенства, диктата законов. Каждая личность и социальная группа может их трактовать по-своему. В результате у актора процесса будет формироваться образ некой ближайшей и отдаленной цели, ко­торую он хотел бы достичь в некотором будущем. Чаще всего та­рой аттрактор не совпадает с целями субъекта управления СЭПП и реальными аттракторами процесса. Объясняется это тем, что в рыночных отношениях управление СЭПП организуется в пер­вую очередь исходя из интересов крупного капитала как основного источника благосостояния государства в целом. И если в конкретных условиях в некоторый период истории государства интересы крупного капитала и малоимущей части населения не совпадают или вступают в конфликт, то государство вынуждено стать на сторону капитала, поскольку большая часть доходов государственного бюджета поступает от держателей крупного каптала.

Длительное расхождение аттракторов самоорганизации, принятых в таком качестве большей частью акторов — элементов объекта управления, и стратегических целей субъекта управле­нии, как правило, предвестник социальных потрясений и революций.


[1] Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ, 2000. — С. 80

 

Счетчик