Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Соотношение понятий «социальные изменения» и «социальное развитие».

Имеется существенное различие между понятиями «со­циальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изме­нение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направ­ленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения процессов совершенствова­ния, улучшения, усложнения. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характе­ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и каче­ственных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым соверша­ется накопление. Закономерность — процесс накопления не случайный, а необходимый. Принципиально важная характери­стика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некото­рой цепочки социальных изменений. Результатом процесса раз­вития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной груп­пы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или со­циально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Представляется, что можно выделить прежде всего следующие критерии. Во-первых, соци­альное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты явля­ются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие озна­чает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современ­ное общество, обладающее многоотраслевой промышленно­стью, многочисленными системами государственного и обще­ственного управления, учебными заведениями и научными уч­реждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет соби­рательства, охоты или земледелия, то становится очевидной ог­ромная разница в степени сложности и развитости этих двух ти­пов обществ. В-третьих, важным критерием социального разви­тия социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает также увеличение возмож­ностей удовлетворения многообразных потребностей (материаль­ных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп насе­ления и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значе­ние имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улуч­шение условий труда и отдыха, повышение уровня материаль­ного благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образователь­ного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и социальное развитие района, города, региона, всего общества. В таком слу­чае в социологии используется понятие «социальная инфра­структура». Как показано в литературе, это устойчивая совокуп­ность материальных и вещественных элементов, создающих ус­ловия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, системы торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой соци­альной инфраструктуры предполагает использование норматив­ного подхода, который требует сравнения ее реального состоя­ния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развито­сти (или отставания) социальной инфраструктуры.Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности.

Эволюционизм XVIII — первой половины XX в. в своих наиболее радикальных вариан­тах полагал, что социальная эволюция как цепь общественных изменений носит линейный, однонаправленный характер, с неизбежностью ведет к беспредельному прогрессу, что такой принцип эволюции универсален, распространяется почти на все социальные явления, что направление социальной эволюции в общем предсказуемо.

Реальный ход событий в мире, особенно в последние деся­тилетия, показал, что нелинейное видение социальных изме­нений и социального развития более соответствует наблюдае­мым процессам в обществе. Что оно означает?

Во-первых, схематическая последовательная цепь соци­альных изменений может выстраиваться не в одном, а в раз­ных направлениях. Иными словами, «точка изменений» — би­фуркация — это такая поворотная точка, после которой изме­нения и в целом развитие могут идти не в прежнем, а в совершенно новом, даже неожиданном направлении.

Во-вторых, нелинейность социальных изменений и соци­ального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. В жизни прак­тически всегда существуют альтернативные варианты измене­ний и развития. В связи с этим субъект изменений находится в ситуации совершения выбора, и он становится ответственным за выбранный вариант.

В-третьих, цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствова­ния или улучшения. От «точек изменения», которые могут сформироваться в самых неожиданных местах, движение мо­жет пойти в разные стороны, вплоть до регресса, упадка, разрушения.

Наконец, нелинейный характер социальных изменений оз­начает, что в этих изменениях всегда следует предполагать по­следствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и нежелаемые. Практическая жизнь показывает, что изменения второго ряда встречаются, к сожалению, гораздо чаще.

Конечно, акцентирование нелинейности изменений и раз­вития в обществе не отвергает саму общую идею социальной эволюции как идею изменчивости социальных систем — соци­альных институтов, общностей, процессов и т. д. Вопрос в том, как представлять эту эволюцию в науке, с помощью каких те­орий, моделей, понятий. И еще один вопрос, особенно акту­альный для современного российского общества, — это воп­рос сознательного, продуманного выбора собственной страте­гии не просто выхода из того жесточайшего кризиса, который поразил страну, а выбора той стратегии, которая послужит ос­новой социального развития российского человека, народа и государства на длительную перспективу.

В социологической и близкой к ней социально-философской литературе сложились две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в утверждении абсолютности и не­избежности прогрессивного развития общества в целом и мно­гих отдельных его сфер. Как уже говорилось, эволюционисты XVIII — начала XX в. доказывали, что прогресс носит всеоб­щий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социаль­ной и духовной сферах жизни общества. Прогресс неостановим, колесо истории вспять обратить невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны. Отсюда дела­лись и делаются абстрактно-оптимистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, никто не представляет, в чем оно заключается и какими конкретными путями и способами мо­жет быть достигнуто.

Другая крайность — своего рода специфическая реакция на предыдущую систему взглядов — состоит, по существу, в отри­цании возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, в отрицании самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и  институтов по сравнению с другими.

Противоречивый характер социального прогресса проявля­ется и в том, что развитие многих социальных структур и про­цессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвиже­нию вперед в одних направлениях и к отступлению, возвратам назад в других направлениях; к совершенствованию, улучше­нию в одном и деструкции, ухудшению в другом, к их про­грессу в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других отношениях.

Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показате­лях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения или даже отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп проис­шедшими или происходящими изменениями. Если то или иное социальное изменение имеет негативные последствия для по­ложения, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от измене­ний выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большин­ство. В любом случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты изменений как положительные, а проиг­равшие — как отрицательные.

Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителя­ми разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их сто­роны — их обращенность к человеку, группам, обществу в це­лом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафикси­ровать сам факт социальных изменений и социального разви­тия, определить их виды, выявить движущие силы и т. д. Задача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигу­манистический) смысл — ведут ли они к благосостоянию че­ловека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как пра­вило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. Так, в ИСПИ РАН была разработана обстоятельная «Система социальных показателей российского общества». Она была разделена на четыре группы по сферам общественных от­ношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определя­ющие «фон» общественных отношений; социальные индикато­ры как количественные характеристики общественных отно­шений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики об­щественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отно­шений позволяет выделить 12 измерительных подсистем, кото­рые могут служить основой системной оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом.

В течение последних десятилетий в разных странах происхо­дит активное развитие систем социальных, демографических, экономических, других статистических показателей и число таких показателей, выраженных в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и другой форме, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отрасле-. вых показателей осуществляется их синтезирование, объедине­ние для оценки общего уровня социального развития страны и для целей международных сопоставлений. Так, в Госкомстате России разрабатывается система единой социально-демогра­фической статистики, которая может быть представлена в виде крупных отраслевых блоков, соответствущих стандартам меж­дународных сопоставлений: демографическая статистика; ок­ружающая среда, урбанизация, жилищные условия; здравоох­ранение и питание; образование; экономическая деятельность населения; социальные группы и мобильность населения; до­ходы, потребление и благосостояние; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный по­рядок и безопасность; социальные отношения; политическая деятельность. Система таких показателей может служить осно­вой комплексной оценки уровня социального развития того или иного общества и тех возможностей, которые оно предо­ставляет для развития самого человека.

 

Счетчик