Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Легитимность власти

Демократия как способ осуществления политической власти предполагает правовое равенство основных политических институтов, четкое разделение их функций. Только демократия может обеспечивать легитимность политической власти. Понятие легитимности власти введено в социологию, М. Вебером. Первым ее принципом является доверительное отношение людей к власти, вера в ее способность решать жизненно важные задачи. Если власть опирается только на силу и на страх, то никакой легитимности быть не может. Видимой ее частью является отношение людей к конкретным государственным деятелям. Поэтому через социологические опросы общественного мнения можно отслеживать индикаторы легитимности. Сама легитимность не является чем-то раз и навсегда данным. Другое дело, что она часто бывает иррациональной и люди могут любить и уважать самого откровенного диктатора, харизматического лидера.
Утрата легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Они проявляются в нарастании беспорядков, нарушениях сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, нарастании роли карательных органов, применении силы. Легитимным является тот режим, который может обеспечить стабильное развитие общества, не прибегая к насилию. Авторитаризм или тоталитаризм как способы реализации власти не возникают на основе каких-то новых политических институтов. Происходит гипертрофированное возвеличивание роли одного из механизмов власти, что дает возможность их лидеру присвоить дополнительную политическую власть. Варианты разные - президент, армия, монарх, партия и небольшая группа людей - хунта.
     Властные отношения всегда связаны с принятием правовых актов. Вот почему такое важное значение имеют принципы формирования представительных органов власти, законотворческая деятельность парламентов. В законы могут оформляться процессы, которые реально пробиваются к жизни.

  • Французский поэт Пьер Ронсар еще в ХVI в. написал:
    • Законы новые пуская в оборот,
    • Подумайте сперва, чтобы потом народ
    • Не вздумал действовать наперекор декретам,
    • Ребячества нельзя позволить в деле этом.

Это наблюдение имеет особенно важное значение для нашей страны. Кто-то из великих заметил, что строгость российских законов всегда компенсировалась возможностью их неисполнения. Об этом же гласят народные пословицы: "Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло", "Закон что телеграфный столб: перепрыгнуть нельзя, но обойти можно".
     Если законы противоречат интересам классов, больших социальных групп, то возникают конфликты, социальные антагонизмы. Все это ведет к социальным потрясениям, отставкам правительства и т. п. Политика - это всегда искусство возможного.
     В современных условиях особую актуальность приобретает проблема построения правового государства и развития гражданского общества. Говорить об этом стало очень популярно в последние годы, и не только в России. В конституциях многих европейских государств (США, Германия, Франция и др.) провозглашается и закрепляется правовой характер отношений в обществе. Это означает, что только через право определяется связь государства и гражданина. По состоянию права можно судить о развитости того или иного государства, о степени свободы и безопасности его граждан.
     Правовое государство - это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей личности каждого человека.

  • Правовое государство строится на следующих принципах:
    • Господство закона во всех сферах жизни.
    • Верховенство и прямое действие конституции (основного закона государства).
    • Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов.
    • Связанность законом государства и его органов.
    • Правовая организация системы органов государственной власти.
    • Наличие развитого гражданского общества.
    • Незыблемость личности, ее правовая защищенность.
    • Взаимная ответственность государства и личности.
    • Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов.
    • Единство прав и обязанностей граждан.

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Если внимательно проанализировать эти принципы, то мы увидим, что в настоящее время в России можно говорить лишь о наличии некоторых элементов правового государства.
     Власти противостоит гражданское общество, которое в России также находится в зачаточном состоянии. Успешно развиваться оно может лишь при наличии системы правовых норм, соответствующих принципам демократии и согласующихся с культурно-историческими традициями.
     Важная роль в становлении правового государства наряду с социально-экономическими условиями принадлежит формированию политической культуры населения. Она базируется на информированности людей, знании теории и практических проблем, сформированных в процессе социализации ценностях и убеждениях. В современном российском обществе существуют разнообразные политические убеждения - от монархических до анархических, от религиозных до фашистско-атеистических, от либеральных до коммунистических.
     Политическая культура проявляется в политической деятельности и выражается в степени осмысленности участия гражданина в политическом процессе. Это и участие в выборах, и в принятии политических решений федерального, и тем более регионального значения. Политическая культура находит непосредственное проявление в ходе политических дискуссий, споров и согласований.

 

Счетчик