Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Город как материальная основа жизнедеятельности человека

Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.
     Первые города возникли на заре цивилизации 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и месторасположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
     Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова "русские", "Россия" связаны со словом "русло". Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки выполняли роль транспортных путей зимой и летом.
     Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городских поселений, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
     Следующим ограничивающим фактором являются отбросы и мусор. В США еще в конце прошлого века мэрия Чикаго содержала специальное стадо свиней, которых выпускали на улицы перед рассветом, и они подбирали все съедобные бытовые отходы.
     Если современных горожан попросить назвать наиболее важные для жизни города машины и устройства, то они, без сомнения, укажут на автомобиль, компьютер, телефон. Но города не могут существовать и без тракторов, комбайнов, железных дорог, мусороуборочных машин.
     Города - при всех негативных проблемах их развития - визитная карточка современной цивилизации. В 1700 г. на планете существовал всего 31 город с населением более 100 тыс., в 1800 - 65, в 1850 - 114, в 1900 - 326, в 1950 - 670. В настоящее время таких городов насчитывается более 2 тысяч. Стремительный рост городов наблюдается с середины прошлого века, а в нашей стране- с началом индустриализации. С 1926 по 1939 гг. в СССР возникло почти 500 городов, до 1985 г. - 1284 города. Это находит свое отражение в динамике городского и сельского населения. В 1926 г. в городах СССР проживало всего 18 процентов населения, к 1970 г. - 62 процента, к 1990 г. - 66 процентов.
     В России сейчас городское население составляет почти 70 процентов. В странах Западной Европы число городского населения - 85-90 процентов. Правда, у нас выше ценз людности для отнесения поселения к городу - до 30 тысяч. Исключение делается только для центров автономных округов. Кроме того, стоит уточнить, что СССР был на первом месте в мире по концентрации городского населения - самое большое число сверхкрупных городов - 24, на втором месте - Япония, на третьем - США, на четвертом - Индия.
     Убежден, что большая концентрация городского населения - это просчет в градостроительной политике. Миллионный город никаких особых преимуществ по сравнению с городом в 250-500тысяч жителей не дает, а вот проблем экологических, демографических, транспортных, социально-психологических порождает достаточно. Чем крупнее город, тем старее население, ниже рождаемость, выше заболеваемость, больше разводов и неполных семей. Метро, музеи и театры не могут компенсировать эти негативные последствия излишней концентрации населения.
     Своя специфика расселения характерна для Крайнего Севера.
     Здесь всегда выше процент городского населения. Город, с его системами жизнеобеспечения, больше подходит для экстремальных природно-климатических условий Севера. Хотя, случись крупная авария, скажем, авария газопровода, неизвестно, как эвакуировать население, к примеру, 300-тысячного Норильска.
     В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
     В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить к себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.
     В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность. Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский академгородок, Пущино, Байконур-Ленинск), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
     Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных и сверхкрупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация. Это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн. человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.

 

Счетчик